Здравствуйте,уважаемые. Я рада снова прийти к вам. Надеюсь, мой визит будет вам интересен.
Сегодня расскажу вам про Приоратский дворец в Гатчине.
Всякий, кто приезжает в Гатчину не может миновать, как минимум десятка достопримечательностей, просто пройдя несколько кварталов по центральному проспекту имеющему весьма винтажное название "им. 25 Октября". Если идти по нему от железнодорожной станции Гатчина Балтийская, то, имея за спиной Коннетабль, вы попадаете на небольшой мост, с двух сторон украшенный вполне серьезными, хотя и небольшими сторожевыми башнями.
Направо будет Карпин пруд, парк и большой дворец, налево- Черный пруд и Приоратский дворец.
Очень сложно назвать дворцом этот прелестный особняк, тем не менее он носит это высокий титул. Чтобы подойти к нему поближе нужно обогнуть пруд. И на приподнятом берегу перед умиленным взором возникает этот сказочный домик. Романтичный приют отшельника, привыкшего к комфорту.
Все, что относится к нему необычно. Во-первых владелец.
Император Павел I, как известно, был единственным монархом России, который состоял магистром рыцарского Мальтийского ордена. Главой ордена, приором, в то время был французский принц Конде. На беду, в краткий период царствования Павла Петровича во Франции разразилась Великая Французская революция, сопровождавшаяся массовым кровавым террором в отношении аристократов. Высшее дворянство бросилось бежать в сопредельные страны и дальние колонии, некоторые просили убежища в России.
На всякий случай, если приор Мальтийского ордена соблаговолил бы переехать в Россию, Павел I распорядился построить для него дворец. В европейском стиле, скромный, как подобает монашествующему рыцарю, комфортный, как должно для принца из дома Бурбонов. Но принц так и не доехал до Санкт-Петербурга, а император скончался. Особняк так и не стал ничьим домом.
Во- вторых, строитель. Вот, что пишет Википедия:"Н.А.Львов, один из эрудированных и остроумных людей своего времени, занимался архитектурой, археологией, химией, геологией, механикой, собирал народные песни, создал стихотворный перевод Анакреонтовых песен, был талантливым гравёром и рисовальщиком. Все науки изучал самостоятельно, по книгам. Так же самостоятельно осваивал рисунок, живопись, гравюру и архитектуру. Львов дружил ( с самыми выдающимися художниками и архитекторами своего времени). В 1781 г., сразу же после знакомства с Дж. Кваренги, вместе с графом А. А. Безбородко уехал в Италию, посетил Виченцу, после чего на всю жизнь остался приверженцем античной классики и итальянского архитектора XVI в. А. Палладио."
Был хорошо принят при дворе и в силу происхождения и по причине глубокой энциклопедической образованности, которую так ценил один из самых просвещенных монархов Европы. Дворец он взялся строить чуть ли не на спор. Придворный архитектор выделил ему участок, для застройки совершенно непригодный- болото в глухом лесу, из которого вытекала речка, питающая озера парка. Николай Александрович не испугался и взялся за дело с присущим ему воодушевлением. Он распорядился выкопать пруд на месте болота, хороший, глубокий, с островками, как тогда было модно. А вынутый грунт употребил на подъем берега, где заложит фундамент постройки. Таким образом он существенно облагородил ландшафт и упрочил основу для дворца.
В- третьих, технология. Как просвещенный гуманист, Н.А. Львов хотел улучшить быт народа. На примере этого дворца он решил продемонстрировать пользу применения землебитных блоков. В Европе этот дешевый способ строительства из всего, что под ногами, известен с раннего средневековья. Фахверковые дома стоят веками, они пожаростойкие и не требуют большого ухода. Смысл в том, что землю просеивают, освобождают от крупных органических включений(травы, корней), смешивают с известью, долго и тщательно вымешивают и забивают этой смесью формы блоков до состояния камня. Т.е. стоимость материалов- даже не грошовая, а вообще почти никакая. Работа не требует особо высокой квалификации и выполняется быстро. Полный комплект блоков для дворца был выполнен за один сезон. Еще меньше одного сезона потребовалось для постройки. Стены дома и ограды были сделаны контрфорсные, башня собрана из пудожского известняка. Естественно, системы отопления, вентиляции и канализации были по тем временам самые передовые. Технология не пошла, потому что внедрять ее надо было сверху. А какой помещик захочет, чтобы его холопы хорошо жили? А для себя строить из дешевки- не комильфо. Так и заглохла прекрасная идея, как и много других искр разума погасло в невежественной тьме. А между прочим, во время войны это здание почти не пострадало от обстрелов и выдержало прямое попадание снаряда.
Так случилось, что использование этого здания было не целевым, но благородным. Никому не пришло в голову осквернить его рестораном или коммуналками. Оно было то гостевым домом для высоких особ, то сезонным складом дворцовой утвари, то госпиталем, то пансионатом, то экскурсионной базой. В нем заложен такой запас прочности и любви, что оно все выдержало. Сейчас в нем небольшой музей со славным концертным залом. Приорат вас ждет.
До следующих встреч, уважаемые читатели! Жду вас здесь
Ораниенбаум. Павильон Катальная горка.
Гатчина. Большой дворец. Подземелье.