Телефон в кармане — абсолютно обыденная вещь, которую в обычной жизни воспринимаешь как данность. Но в армии это устройство превращается в настоящее сокровище.
Как вы уже догадались, в этот раз я расскажу про телефоны у срочников во время моего незабываемого года в современной российской армии (2016-2017).
Тапик
Этим словом на жаргоне называют обычный кнопочный телефон, в котором из развлечений дай бог есть «змейка» и радио. Именно такое устройство поехало со мной на сборный пункт. Брать что-то более дорогое не возбранялось, но все советовали захватить трубку попроще, чтобы в случае чего было не жалко.
Всю дорогу до части телефон был с собой. По приезде его нужно было сдать в специальный сейф с ячейками, установленный у канцелярии ротного. Но какое-то время этим вопросом никто не озадачивался и тапик был на руках. Это несколько настораживало, поскольку при его обнаружении вряд ли кто-то стал бы разбираться, почему ещё не сдали.
Кнопочный Samsung всё же обосновался в сейфе, теперь воспользоваться им можно было лишь в следующее воскресенье.
60 минут
В учебке давали звонить раз в неделю – по воскресеньям с 12:00 до 13:00. К назначенному времени у канцелярии выстраивалась очередь из очень нетерпеливых солдат. При получении нужно было расписаться в журнале, а потом сделать то же при сдаче обратно.
Кажется, что за час можно наговориться вдоволь, но эти 60 минут пролетали, словно 5. Время на звонки отличалось даже в рамках одного батальона – кому-то больше, кому-то меньше. Слышал, что в других частях давали телефоны на весь вечер, а то и на целый выходной, но это уже ближе к фантастике.
Срочники растекались по всем углам казармы, чуть ли не дрались за место у розетки, позволявшее одновременно разговаривать и заряжать телефон.
Ситуация с зарядкой была аховой: в казарме просто физически нет столько розеток, чтобы более-менее удовлетворить спрос. Конечно, всеми способами находили тройники и удлинители, из которых собирались монструозные конструкции, нарушающие все возможные правила пожарной безопасности. Простые кнопочные телефоны с хорошей батареей в этом плане были в выигрыше – свой тапик я заряжал раз в пару недель.
Обладатели смартфонов в этот драгоценный час заходили в ВК, делали видеозвонки, кто-то слушал музыку. В общем, развлекались как могли, если их гаджет не оказывался быстро разряженным.
Примерно в 12:50 дневальный давал команду сдавать телефоны. Выполнялась она максимально медленно — у канцелярии снова выстраивалась очередь, двигавшаяся крайне неспешно. Многие заканчивали звонок, уже стоя у сейфа.
В лазарет медпункта мобильники приносили из роты и тоже выдавали на час, а вот в госпитале их никто не забирал, звони хоть весь день, кроме времени на процедуры, тихий час и приёмы пищи.
Неучтёнка
Примерно вот так обстояли дела с официальными трубками, которые всю неделю хранились в сейфе. Но, конечно, у многих был второй телефон, о котором командирам лучше не знать.
Схема проста. Дешёвый кнопочный телефон, иногда даже нерабочий, сдаётся в сейф, а на руках остаётся второй, которого вроде как и нет. Звонить средь бела дня с него никто не станет, зато можно посидеть в ВК, посмотреть фоточки в Инстаграме или видео на Ютьюбе.
Главное тут — не спалиться. Иначе гаджет быстро познакомят с гирей. Телефон кладётся на пол, а на него роняют тяжёлый предмет – гирю или блин из спортуголка. Ещё один вариант – прибить неучтённую трубку к специальной «доске почёта».
В случае с обнаружением действительно дорогого телефона пытались договориться. От знакомых слышал, что трубки «выкупали» обратно у изъявшего. Но лично с таким не сталкивался.
По интернету ходят фото с ещё одним способом наказать попавшегося с мобильником солдата. Ему нужно изготовить из дерева гигантский макет телефона и определённое время с ним ходить. Очень смешно, но не для того, кому предстоит носить такую махину.
Большинство пользователей неучтённых телефонов без особых проблем с ними ходили. Однако были и те, кто менял трубки раз в пару недель, поскольку регулярно попадались. Один такой фанат сотовой связи служил со мной в роте. Запомнился эпизод, в котором его на ровном месте спалил командир взвода. Капитан перед подъёмом проходил по расположению роты и обнаружил телефон, лежащий около щеки мирно спящего срочника. Похоже, что незадачливый солдат умудрился уснуть, забыв спрятать трубку. Вердикт жесток — тапик отправился под гирю.
Более расторопные хозяева неучтённых телефонов умудрялись слушать ночью музыку и смотреть фильмы. Кто-то наглел так, что делал это среди бела дня, когда раз или два в месяц нам разрешали поспать после обеда (да, это я про тот «тихий час», о котором в своё время раструбили в новостях).
Периодически старшина, сержанты и офицеры устраивали целые поисковые операции. Проверяли карманы, тумбочки, кровати, все места, где можно спрятать мобильники. Что-то находили, но лишь малую часть. Телефоны где только не прятали, способов много, ограничены только фантазией. Кстати, спрятать ведь нужно не только смартфон, но и зарядку. Часто находили только её, после чего настойчиво требовали выдать само устройство.
Среди срочников обязательно были те, кому разрешали постоянно иметь при себе телефон – это каптёры, водители, писари, канцеляры и другие. Также трубки разрешались ефрейторам из старшего призыва – их всего было человек пять. Старшина, ротный, сержанты звонили и писали им, чтобы поставить задачи. Конечно, ходить с телефоном в руке по части им запрещалось, тем более показываться перед кем-то из офицеров выше ротного.
К слову, у меня никогда не было неучтённого телефона. Решил, что лишние проблемы не нужны, а постоянная переписка с друзьями и родными на гражданке будет больше расстраивать. Говорил по часу в положенное время и несколько раз брал смартфоны у сослуживцев, чтобы зайти в ВК.
Находка для шпиона
Уже после моего возвращения на гражданку военным окончательно запретили иметь на службе телефоны с камерой, выходом в интернет и картой памяти. Ограничения выглядят логично – современный смартфон является настоящей находкой для шпиона, ведь может незаметно для хозяина передавать аудио- и видеоинформацию, данные и геолокации и так далее. Кроме того, иногда и сами хозяева могут сделать подарок противнику. В конфликтах последних лет было немало случаев, когда воюющие выкладывали в соцсети фото своих позиций, забывая отключить геолокацию. Через некоторое время по координатам отрабатывала артиллерия или авиация.
Забавный случай произошёл пару лет назад, когда при помощи «тепловых карт» фитнес-приложения Strava получилось обнаружить военные базы в разных регионах. На картах отмечено, где бегают (или ездят) его пользователи. Военнослужащие постоянно бегают на своих базах по одним и тем же маршрутам, в результате на карте появились яркие точки в местах, где особо не ожидаешь фитнес-активности, например, посреди пустыни.
Соблюдаются ли сейчас запреты на смартфоны — сильно сомневаюсь. Например, без телефона с камерой проблемно сделать фотоотчёт о проделанное работе, также очень пригождаются разные приложения, например баллистические калькуляторы, навигаторы и так далее. Кого-то, конечно, ловят, но единичные случаи вряд ли кого-то остановят.
Главное тут — делать всё с осторожностью и не дефилировать с новеньким айфоном напротив кабинета ответственного за ЗГТ офицера.
Ставьте пальцы вверх и подписывайтесь, если вам нравятся тексты на моём канале. Также делитесь в комментариях, как обстояли дела со средствами связи во время вашей службы. Особенно интересно послушать тех, кто вернулся в последние пару лет, когда ужесточили запреты.