(Исаия 32)
Здесь, как мы видели и в других местах (см. 31:1–9), Исаия вслед за бедствиями, предречёнными в предыдущей главе, предсказывает славное будущее. Мессианский смысл гл. 32 очевиден.
ЦАРЬ И НОВЫЙ ДЕНЬ (32:1–8)
«Вот, царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей. И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно. Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный. Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питьё у жаждущего. У коварного и действования гибельные: он замышляет коварство, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав. А честный и мыслит о честном, и твёрдо стоит на всём, что честно» (32:1-8).
«Царь будет царствовать по правде», — говорит Исаия (ст. 1). Некоторые отождествляли «царя» с Езекией, Иосией или с идеализированным описанием того, каким должен быть царь. Другие считают это упоминанием о современном Исаии царе с дополнительным значением мессианского царя. Люпольд пишет: «Это слово [«царствовать»] относится к периоду, когда жил пророк, но как прообраз оно выходит за рамки этой прямой вероятности». Многие считают данный отрывок мессианским. Джек Льюис включил 32:1–8 в свою главу под названием «Мессианская надежда в пророчествах Исаии». Гомер Хейли написал: «Представляется… что только последний вариант, мессианская надежда, реализованная в Иисусе Христе, полностью соответствует описанию, данному в этом отрывке». «Князья будут править по закону», — продолжает пророк (ст. 1). Если мессианская интерпретация верна, тогда слово «князья» не обязательно указывает на царское происхождение, а могло означать людей «царственного достоинства». Христиане названы «царственным священством» (1 Пет. 2:9), и о них говорится, что они «царствуют в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим. 5:17).
Далее об этих справедливых правителях Исаия говорит: «каждый из них будет как защита» (ст. 2). Следующие истинным идеалам правления будут ответственны за благословения других. Исаия показывает, что это за благословение, на примере сурового климата Палестины. Мотьер саркастически заметил: «…в кои-то веки бочка мёда без ложки дёгтя».
Стихи 3 и 4 демонстрируют духовное восприятие и передачу информации, которые следуют за подчинением Божьей воле. Мотьер сказал: «Указываются четыре вида преобразования в сфере восприятия (очи), получения (уши), понимания (сердце) и передачи (язык) истины».
В этих двух стихах сравниваются характерные свойства «невежды» и «коварного». «Невежда» (набал) — это бесстыдный, высокомерный человек, у которого отсутствует религиозное чувство. Слово «коварный» (улкилэй, от корня килэй), в книге Исаии встречающееся только здесь, — это хитрый, нечестный человек, решивший «продвинуться любой ценой. Невежда аморален; негодяй беспринципен» (Мотьер). Подобные люди навлекают на себя и на других лишь страдания и погибель (ст. 6, 7). «А честный и мыслит о честном и твёрдо стоит на всём, что честно» (ст. 8). Слова, переведённые «честный» в стихах 5 и 8, образованы от корня надиб, что значит «великодушный, охотно делающий». Такого рода человек с готовностью и по собственному желанию служит как Богу, так и своим товарищам. В случае всех трёх описанных типажей главное — это их личные качества.
БЕСПЕЧНЫМ ЖЕНЩИНАМ ГОВОРИТСЯ О СУДЕ (32:9–14)
Следующий раздел обращён к духовно равнодушным жительницам Иерусалима. (См. Ам. 4:1–3.) Следуя модели, употреблённой и в других местах этого пророчества, за вестью о надвигающейся гибели (ст. 9–14) идут слова надежды (ст. 15–20).
«Женщины беспечные! Встаньте, послушайте голоса моего. Дочери беззаботные! Прислушайтесь к моим словам. Ещё несколько дней сверх года — и ужаснётесь, беспечные! Ибо не будет сбора винограда и время жатвы не настанет. Содрогнитесь, беззаботные! Ужаснитесь, беспечные! Сбросьте одежды, обнажитесь и препояшьте чресла. Будут бить себя в грудь о прекрасных полях, о виноградной лозе плодовитой. На земле народа моего будут расти терны и волчцы, равно и на всех домах веселья в ликующем городе; ибо чертоги будут оставлены; шумный город будет покинут; Офел и башня навсегда будут служить вместо пещер убежищем диких ослов и пасущихся стад…» (32:9-14).
О женщинах в стихе 9 сказано, что они «беспечные … дочери беззаботные». Они были описаны в 3:16–24. Выражение «беззаботные» (шаанан) говорит о легкомыслии, распутстве или высокомерии. Эдвард Янг отмечает: «Когда женщин какой-либо страны не заботит её истинное благополучие, положение её действительно ужасно».
Стихи 10–14 в ярких подробностях описывают страдания, которые вскоре должны будут испытать «дочери беззаботные». Иерусалим будет разрушен. Тогда вместо своих пышных нарядов они будут носить дерюгу. Если Исаия говорил о бедствии при Езекии, тогда описанная ситуация была предотвращена его покаянием и Божьим вмешательством. Проклятие, наложенное на эту землю из-за греха, напоминает нам о словах Господа, переданных через Моисея во Втор. 28:15–68.
ПРАВОСУДИЕ КАК ОБЕЩАНИЕ НА БУДУЩЕЕ (32:15–20)
«…доколе не изольётся на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом. Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле. И делом правды будет мир, и плодом правосудия — спокойствие и безопасность навеки. Тогда народ мой будет жить в обители мира, и в селениях безопасных, и в покоях блаженных. И град будет падать на лес, и город спустится в долину. Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла» (32:15-20).
Фраза «Доколе не изольётся на нас Дух свыше» (ст. 15) озадачивает. Может быть, Исаия имел в виду «главный принцип, управлявший семенем Иакова — что новая жизнь, которой живёт народ Божий, даётся через Его Духа» (Хейли)? Может, он говорил об излитии Святого Духа на Пятидесятницу (Деян. 2; Иоил. 2:28–32)? Тут нельзя утверждать категорично. Тем не менее, истина, на которой заостряется внимание, заключается в том, что Господь — источник благословения. Он был им тогда и является им сегодня!
Результатом Божьего действия, упомянутого в стихе 15, будут «суд», «правосудие», «мир», «спокойствие» и «безопасность» (ст. 16, 17). Клайд Вудс отмечает: «Общество, преображённое Богом в мессианскую эру, будет таким образом прямой противоположностью того, что пережила Иудея в дни Исаии». Народ будет жить в мире и безопасности (ст. 18).
Стих 19 труден для понимания. Однако ясно, что в мессианскую эру по-прежнему будут враги. Господь сравнил их с лесом и городом (10:18, 33; см. 24:10; 25:2; 26:5). Контекст стиха, по-видимому, снова указывает на суд. «Град» символизировал суд в 28:2, 17 и 30:30. Бог также использовал его, чтобы побить врагов Его народа во время Исхода (Исх. 9:18–26). В книге пророка Аггея град был частью наказания тех, «все дела рук» которых были «нечисты» (2:14, 17).
Сравните стих 20 с 30:23–25, где выражена та же мысль. Домашний скот будет свободно пастись благодаря щедрости земли.
ГДЕ ЦАРИТ ПРАВОСУДИЕ
Ис. 32 всё время то говорит о грядущем дне Божьего суда, то обращается к грядущему дню радости, процветания и мира. Доброе в будущем Иудеи придёт благодаря справедливости в поступках народа. Хотя в этом отрывке Исаия многое сказал о последствиях приближающегося суда, давайте сосредоточим наше внимание на представлении об обществе, управляемом Божьей волей. Чем подобное общество характеризуется?
Где царит правосудие, правители будут править по справедливости. Исаия сказал: «Вот, царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону» (ст. 1). Справедливость — главное свойство жизни. Она должна быть видна повсюду, так как она присуща тем, кто служит другим. Чего Бог хочет для нашей страны? Он ищет народ, который наполняет себя Его благостью от высших слоёв общества до его самых низших ступеней. Он хочет, чтобы людей направляла Его воля, чтобы они проявляли милосердие и чтобы страна была признательной и жила по правде.
Где царит правосудие, там будет убежище для находящихся в беде. Справедливый человек с уважением относится к достоинству и нуждам других. Он не может обойти стороной того, кто нуждается в помощи. Исаия сказал: «И каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей» (ст. 2). Человек с благочестивым сердцем не допустит, чтобы другого обдувал ветер, сбивала с ног буря или жгло солнце.
Где царит правосудие, там правду будут видеть те, кто раньше её не видел. Исаия сказал: «И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно» (ст. 3, 4). Правосудие и истина идут рука об руку. В обстановке, где они есть, истину видят и принимают. Желание поступать по истине открывает сердце, и истина входит в него как послание. Даже те, которым трудно было сказать что-либо стоящее, смогут возвещать величайшую из всех истин благодаря истине, которую они познали.
Где царит правосудие, в сердцах людей будет жить правильная система ценностей. Исаия сказал: «Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный» (ст. 5). Справедливость в сердце не позволит человеку называть добро злом, а зло добром. Грех переворачивает общество с ног на голову, так что нечестивость превозносят, а истины избегают. Люди, находящиеся под властью греха, стыдятся добра и ликуют во зле. Когда Божьи ценности берут верх, к людям вновь возвращается совесть и превращается в истинные весы справедливости.
Где царит правосудие, мир будет пребывать на той земле и наполнять сердца людей. Исаия сказал: «И делом правды будет мир, и плодом правосудия — спокойствие и безопасность навеки. Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоях блаженных» (ст. 17, 18). Праведная жизнь творит мир. Более того, без неё не может быть истинного мира. Мирские люди думают, что мир приносят внешние силы, правление железной рукой и сильнейшие армии. Однако Исаия объявил, что мир приходит изнутри, путём подчинения сердца владычеству Бога. Только праведное сердце пребывает в мире. Благочестивый человек живёт в мире, потому что он подчинился Божьей воле.
Возможно, эта великая глава описывает приход Мессии и то, как Он по справедливости будет править каждым сердцем. Если это так, тогда Исаия давал описание различных аспектов Его царствования — как оно приведёт к тому, что будут справедливые правители, сострадание к другим, мудрые суждения и мир. Если он не изображал царствование Мессии, то по крайней мере показал, что было бы, если бы всё общество ходило Божьими путями. Этот текст, не зависимо от того, как мы его истолковываем, заставляет нас посмотреть на то, чего Бог хочет для Своего народа и что Он в конечном счёте дал нам в Мессии.
КОСНОЯЗЫЧНЫЕ БУДУТ ГОВОРИТЬ ЯСНО
Описывая грядущее царство справедливости, Исаия сказал: «И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно» (ст. 4). Это уникальное предсказание могло быть ссылкой на царствование Мессии, но оно также могло быть поэтическим признанием красоты и облагораживающих свойств справедливости в жизни Божьего народа. Пожалуй, лучше всего понимать слова Исаии и так и так, ибо как бы мы ни воспринимали это пророчество, действие справедливости очевидно в этих прекрасных стихах.
Справедливость и истина всегда обитают вместе. Поборник правды будет открыт для Божьей истины. Где есть справедливость, там «очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать» (ст. 3). Истина входит в справедливое сердце с великой силой и удивительной красотой. Когда желание познать истину поселяется в мыслях справедливого человека, который ранее ещё не размышлял над истиной, он начинает любить истину и понимать, как замечательны Божьи истины. Он обнаруживает, что возвещается славное Божье.
Особый интерес для нас представляют слова по поводу косноязычных: «И косноязычные будут говорить ясно» (ст. 4). Хотя человек может быть косноязычным, он спешит рассказать другим о величии Божьей личности и о Божьем действии, которое вошло в его дух. Когда справедливость и истина объединяются в сердце человека, он начинает жить в славной атмосфере, где Божьи истины становятся неизменной действительностью.
Стремление косноязычного возвещать, о чём он узнал, привлекает наше внимание к более широкой истине. Божья весть так поразительна, так божественна, что, как бы она ни была изложена, она имеет огромную значимость. Истина величественна и восхитительна не благодаря тому, как её излагают или кто её излагает. Задумайтесь над этим фактом.
Во-первых, обратите внимание, что истина восхитительна. Косноязычный жаждет рассказать о великом послании, которое вошло в его сердце. Он вступил в Божье царство и ошеломлён его благословениями. Хотя он знает, что его могут не понять, запинаясь, он старается поведать о небесных сокровищах, которые завладели всем его существом. Он забывает о своём косноязычии, так как его подхватила и несёт божественная весть, о которой он пытается рассказать.
Во-вторых, изложение истины восхитительно. Хотя язык косноязычного может сказать очень мало, то, что он говорит, может быть величайшей из всех истин. Этот человек, чья речь затруднена, познал потрясающую истину. Когда он произносит любую её часть, то, какой бы медленной ни была его речь, его уста участвуют в самом величайшем деле на земле.
В-третьих, истину можно узнать почти от любого человека. Хотя косноязычный может произнести лишь несколько слов, он может передать наиценнейшие драгоценности истины. Нужно лишь несколько слов, чтобы сказать: «Иисус — Господь», «Бог — это единый Бог» или «Бог любит тебя». Другие слушают его слабую речь и видят его искренние усилия передать что-то величественное. В его усилиях эхом отдаются Божьи чудеса. Даже маленькие дети могут произносить своими устами и показывать в своей жизни глубочайшие истины Божьи. Псалмопевец сказал, что Бог использует уста младенцев, чтобы заставить замолчать Своих врагов (Пс. 8:3).
В-четвёртых, истина хранится в глиняных сосудах. Этот отрывок напоминает нам, что не нужно быть профессиональным оратором, чтобы возвещать великие истины Божьи. Когда мы ощутили эти истины, когда они произвели на нас глубокое впечатление и изменили нашу жизнь и когда мы посвящаем себя тому, чтобы передать их другим, происходит что-то удивительное. Когда внутри нас будут эти черты, мы поспешим поделиться Божьими истинами с другими. Те, кто услышит нас, будут благословлены.
В-пятых, никто из нас не способен выразить великие истины Божьи. В некотором смысле, когда дело доходит до пояснения небесных истин в их полноте, мы все становимся косноязычными. Мы не можем сказать то, что необходимо сказать о Боге. Мы знаем и пережили намного больше, чем способны передать. Когда мы пытаемся рассказать обо всех потрясающих реалиях, которые мы осознали, то мы способны изъясняться лишь косноязычно. Однако мы должны помнить, что Богу угодны намерения нашего сердца. Он знает, что у нас не получится, и Он знает, что наши самые старательные усилия — это всего лишь косноязычная попытка. Но Он радуется нашему желанию, и наши старания говорить — Ему во славу.
Два стиха из Нового Завета могут подвести итог нашему разговору о косноязычном, который говорит истину:
«Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша — от Бога» (2 Кор. 3:5).
«Ибо если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет» (2 Кор. 8:12).