Снимать в полной темноте довольно сложно, но можно. Все зависит от техники, света, опыта, концепции и множества других факторов. Покажу вам одни из ранних экспериментов съемок в коллекторе реки Неглинка.
Общая технология была такова — открывали затвор и высвечивали объем. Дело довольно долгое и, все же, утомительное.
Известный московский репортер и писатель Владимир Алексеевич Гиляровский очень интересовался подземной Москвой. Когда в начале 1880-х годов велась подготовка к реконструкции коллектора Неглинки, Гиляровский входил в состав комиссии, которая была создана для осмотра обветшавшего старого русла. В репортаже «Подземные работы в Москве» он опубликовал отчет комиссии:
Свод трубы довольно хорошо сохранился, но местами в нем имеются продольные трещины, особенно большие под Театральным проездом и
близ Сандуновского фонтана, на протяжении 60 сажен. Местами же свод осел и сузил канал. Канал суживается также сетью газовых и
водопроводных труб, пересекающих его. Канал имеет на своем протяжении извилины и крутые повороты, особенно частые на пути от Малого театра до Театрального бассейна. Стены канала имеют толщину 4 кирпича, а свод — 2 кирпича. Пол состоит из двойного ряда досок, настланных вдоль канала. Стены канала лежат своим основанием на трех рядах свай, а пол укреплен на поперечных бревнах, врезанных
концом в эти сваи. Пол местами сгнил; доски его отрываются течением и загромождают канал. Высота канала не одинакова. Местами
человек высокого роста мог идти свободно по дну канала, местами же, благодаря наносам, почти невозможно было проползти лежа.
В своей знаменитой книге «Москва и москвичи», изданной в 1926 году, Гиляровский посвятил Неглинке отдельную главу. Она называлась »Тайны Неглинки», и в ней автор описывал, как в начале семидесятых годов XIX века он спускался в коллектор Неглинки.
...В жаркий июльский день мы подняли против дома Малюшина, близ Самотеки, железную решетку спускного колодца, опустили туда лестницу. Никто не обратил внимания на нашу операцию — сделано было все очень скоро: подняли решетку, опустили лестницу. Из отверстия валил зловонный пар. Федя-водопроводчик полез первый; отверстие, сырое и грязное, было узко, лестница стояла отвесно, спина шаркала о
стену. Послышалось хлюпанье воды и голос, как из склепа:
— Лезь, что ли!
Я подтянул выше мои охотничьи сапоги, застегнул на все пуговицы кожаный пиджак и стал спускаться. Локти и плечи задевали за стенки
трубы. Руками приходилось крепко держаться за грязные ступени отвесно стоявшей, качающейся лестницы, поддерживаемой, впрочем,
рабочим, оставшимся наверху. С каждым шагом вниз зловоние становилось все сильнее и сильнее. Становилось жутко. Наконец послышались шум воды и хлюпанье. Я посмотрел наверх. Мне видны были только четырехугольник голубого, яркого неба и лицо рабочего, державшего лестницу. Холодная, до костей пронизывающая сырость охватила меня...
Сейчас определенный участок Неглинки диггеры называют «Тропа Гиляровского». По одни версиям это Щекотовский тоннель по другим — старинный заброшенный участок под Цветным бульваром.