Найти тему
Странная наука

Видим ли мы звёзды и галактики в их далёком прошлом?

По некоторым данным, галактика Андромеды находится на расстоянии 2,537 миллиона световых лет от нас. Означает ли это, что мы понятия не имеем, что там сейчас происходит, и знаем только то, что произошло 2,537 миллиона лет назад?

И да, и нет. Мы действительно видим Андромеду такой, какой она была около 2,5 миллиона лет назад. Но это не значит, что мы понятия не имеем, что там сейчас происходит. Фактически, мы почти уверены, что она не сильно изменилась и будет очень похожа на то, что мы видим в небе.

Это потому, что 2,5 миллиона лет для галактики — мгновение ока. Несомненно, что с тех пор, вероятно, умерли миллионы звезд и родились миллионы других. Но для галактики из нескольких триллионов звёзд это несущественно. То есть около 99,999% звезд, которые мы видим, по-прежнему существуют и не изменились заметно.

Если бы мы действительно захотели, мы могли бы даже найти умершие звезды. Обычно это самые яркие, их легко увидеть и идентифицировать. Положение звёзд и галактики в целом действительно меняется за миллионы лет незначительно.

Конечно, если бы вам посчастливилось получить сообщение от гуманоидной цивилизации в Андромеде, у вас не было бы возможности узнать, что с ними происходит прямо сейчас, даже если эта цивилизация всё ещё существует. Но пока мы сосредоточиваем наше внимание на общей схеме вещей, 2,5 миллиона лет — довольно предсказуемое будущее.

Кстати, цифра в 2 537 000 неверна, потому что она слишком точна. Во-первых, никто не знает это расстояние с такой точностью, а во-вторых, точность в 1000 световых лет не имеет особого смысла, поскольку сама галактика имеет размер 200 000 световых лет. Это все равно что указать расстояние до ближайшего города с точностью до 10 метров. Это просто перебор.

По материалам публикации (англ.).

Прежде чем задать вопрос, видим ли мы далёкие объекты в их далёком прошлом, мы сначала должны определить, что имеется в виду под выражением «в настоящее время». Это, конечно, связано с каким бы то ни было определением слова «сейчас».

Помните, что человеческий язык был разработан как инструмент, который имел смысл в собственном контексте и давал нашим предкам преимущество, помогающее им добиваться своих целей. Все слова (и концепции) в нашем языке, как правило, основаны на событиях, которые происходят на охотничьем угодье, в деревне или, возможно, в течение дня, пока мы скачем на лошади.

К счастью для нас, эти концепции относительно надёжны, и мы можем задуматься о том, что наши друзья и родственники делают «сейчас» в какой-то стране на другом конце планеты. Это было не так 150 лет назад (например, при эмиграции из Лондона в Австралию), но было несколько упрощено с появлением телеграфа и спутниковой связи. Но это только потому, что расстояние половины диаметра нашей планеты всё ещё составляет небольшую долю световой секунды.

Всё это приведено здесь для того, чтобы сказать, что мы лишь думаем о понятии «сейчас» как о чётком событии во времени. Тогда как на самом деле это совершенно нечёткий период — плюс или минус время, необходимое свету для путешествия в отдалённое место или из него. Итак, если вы спросите, что делают ваши друзья в галактике Андромеды «сейчас», это будет размытая полоса времени, по крайней мере плюс-минус 2,5 миллиона лет.

По материалам публикации (англ.).

Как продемонстрировала специальная теория относительности Эйнштейна (1905), во Вселенной нет понятия «сейчас». Никакие универсальные часы не тикают.

Время — это всего лишь срез пространства-времени, который зависит от положения и движения наблюдателя. Фотоны не движутся в пространстве-времени.

Таким образом, фотон, исходящий из атома в Галактике Андромеды, и тот же самый фотон, взаимодействующий с атомом в сетчатке вашего глаза, составляют единое событие в пространстве-времени. Только ваша перспектива (система отсчёта) видит их как два отдельных события, разделённых расстоянием в пространстве и пропорциональным количеством времени.

По материалам публикации (англ.).