Бог один и множествен в воплощениях своих. Кроме Него нет никого и ничего.
Всё в Нём и из Него.
Он - Верховная Личность, созданного по воле своей и из себя вселенского социума(от атома водорода до человека и его социальных институтов), но не диктатор его, а любящий Отец.
Он - вселенская телесность, как в форме нетленной духоматерии(в ней нет разницы между духом и материей) духовного бытия, так и в форме опосредованно отделённой от Себя тленной(подверженной процессам распада и соединения)материи ЖИВОТного бытия.
Он - вездесущий Дух, являющийся, как движущей силой вселенского бытия, так и его незримым Куратором.
Стихии, возможности Бога и Его внутренняя энергия безграничны.
Бог - духовный свет для мудрецов, пророков и основоположников религий - этих великих учителей человечества, устами которых говорит Он сам.
Какой бы великой не была та или иная индивидуальная душа, она не Сверхдуша, а обладатель её не Бог, и обожествлять его было бы, я полагаю, ошибочно.
Те или иные религии - это духовные тропинки,по которым разум человеческий пробирается к Богу через непролазные дебри страстей и соблазнов материального мира.
Принадлежность к религии вовсе не гарантирует успех в этом деле.
По своему духовно-этическому содержанию все религии равнозначны и разноцветны по своей культурно-исторической одежде, определяемой не сутью религии, которая в Боге, а её географией.
Все религиозные тропинки сходятся у подножья Божьего престола, и из бесконечной вереницы идущих по ним немногие достигают цели.
Храмы, мечети...- это классы начальной школы Святого Духа, посещение которых, вовсе, не гарантия того, что усердно молящийся в них, сумеет построить Божий храм в сердце и разуме своём, который, только,и есть гарантия воссоединения с Богом.
И, вовсе,не важно на каком фундаменте будет построен этот храм: на фундаменте неколебимой веры, сцементированной практическим преданным служением Богу, или на философской основе с тем же связующим компонентом, а важно то, чтобы строящий храм сей на вере и в практике жизни своей соответствовал бы нравственным канонам своей религии, а философический строитель был бы до такой степени одержим поиском Абсолютной Истины, что безграничная любовь к Ней невольными слезами покаяния перед совестью своей очистила бы сердце его с тем, чтобы Абсолют открыл двери "стучащемуся" и протянул руку для сотворчества, зная, что без помощи Его усилия упрямца будут тщетны.
Христос в притчах своих уподоблял душу человеческую земле, на которую бросает Бог семена духовных знаний. Изменчивый и буйный ветер социальных перемен мира сего сдувает семена те с каменистой почвы, а сорняки страстей и соблазнов душат слабые всходы, а на земле, удобренной наукой и жизненным опытом, тщательно взрыхлённой философской мыслью, семена духовные дружнее всходят, укореняются и растут, наливая живительной влагой разума колосья знаний Абсолютной Истины.
Люди разные в этом мире, разные и учителя в нём. Духовные пастыри, как и светские учителя, тоже, разные: мудрые и невежественные, подвижники и лоботрясы, праведники и грешники, бессеребренники и мздоимцы. Книги-плод творческой мысли. Они, тоже, учителя.
Кого выбрать в учителя?
В народе говорят: "По Сеньке и шапка..." Выходит, что по душе и учитель.
Сердце, не просто, мотор. Да и, голова нам дана не для шляпы. Колючки Зла и благодать Добра даны нам для разумения, они в единстве своём есть стрелка волшебного компаса, указующего путь к Богу.
Счастливого пути!