Найти в Дзене
С Богом по жизни

Надвигающаяся гроза (служение Иисуса)

Оглавление

Иисус продолжал Свое великое служение в Галилее, и популярность Его росла. Множество людей приходило к Нему, чтобы послушать Его проповеди и получить исцеление. В рассматриваемый в этом уроке промежуток времени Иисус избрал двенадцать апостолов, подготовив условия для бессмертной Нагорной проповеди.

Пожалуй, самым значимым событием этого времени была растущая враждебность со стороны иудейских вождей. За Иисусом всюду следовали соглядатаи, искавшие повод, чтобы обвинить Его (Мк. 3:2; Мф. 12:10). Когда Христос не попадал в расставляемые для Него ловушки, Его враги приходили в ярость (Лк. 6:11). Матфей писал, что “фарисеи... имели совещание против Него, как бы погубить Его” (Мф. 12:14; см. Мк. 3:6). Иоанн свидетельствовал, что “стали иудеи гнать Иисуса” и что “еще более искали убить Его” (Ин. 5:16, 18).

Почему авторы евангельских повествований посчитали необходимым написать о необъяснимой ненависти представителей иудейской иерархии? Возможно, они хотели четко показать их роль в распятии Иисуса. В новозаветные времена не было большего позора, чем смерть на римском кресте (Евр. 6:6; см. 12:2). Могу представить скептиков, с насмешкой говорящих: “Если Иисус, как вы утверждаете, действительно был совершенной Личностью, тогда почему же Он умер осужденным преступником?” Места в Писании, подобные процитированным выше, как раз и помогают ответить на этот вопрос.

Сначала мы рассмотрим три примера противостояния, затем обсудим, что Иисус делал, чтобы хоть как-то нейтрализовать оппозицию.

СЛОВЕСНЫЙ ОТВЕТ НА ВРАЖДЕБНОСТЬ

Противоречия, обсуждаемые в этом уроке, касались правил соблюдения субботы. В Евангелиях рассказывается о шести стычках по поводу субботы. Сейчас мы рассмотрим три из них.

Основное значение слова “суббота” — “покой, отдых”. Бог, сотворив небо и землю, в седьмой день почил (Быт. 2:1-3). Позже предписание об отдыхе на седьмой день, названном шабат (“суббота”), вошло в Десять заповедей (Исх. 20:8-11). Суббота была днем для отдыха, для размышлений о Боге и для радости. Желая, чтобы все соблюдали субботу, Бог предусмотрел суровое наказание для тех, кто нарушал ее (см. Чис. 15:32-36; Неем. 13:15-22; Иер. 17:19-27).

Божьи законы были весьма строгими, но людям этого было недостаточно. Г. Хестер пишет:

«Соблюдение этого дня превратилось в очень сложное и обременительное дело. Ограничения, указанные в законе Моисея были расширены и умножены до такой степени, что стали исчисляться сотнями. Многие из этих предписаний были просто нелепыми. Например, в субботу запрещалось надевать зубные протезы, так как они считались ношей, нельзя было также выдернуть седой волос, сорвать колосок пшеницы и даже написать подряд две буквы алфавита. Это нагромождение предписаний делало соблюдение субботы... практически невозможным... Эта система уничтожила сам дух субботы».

Уоррен Уирсби отмечал: “Они превратили субботу — Божий дар человеку — в тюрьму из предписаний и ограничений”.

В стремлении иудеев поймать Иисуса в ловушку малопонятные и запутанные правила о соблюдении субботы стали их “коньком”. Поскольку никто (фактически) не мог в точности соблюсти все их законы о субботе, они думали, что им без труда удастся поймать Иисуса на нарушении, а подобное нарушение каралось смертью (см. Чис. 15:32-36)!

Исцеление в субботу увечного (Ин. 5:1-47)

Недавно мы изучали, как Иисус продолжал Свое великое служение в Галилее. Этот урок начинается с того, что Иисус прерывает служение и отправляется в Иерусалим на религиозный праздник (Ин. 5:1). Моисеев закон предписывал мужчинам три раза в год ходить в Иерусалим на главные праздники — Пасху, Пятидесятницу и праздник кущей, — а Иисус всегда соблюдал закон (Мф. 5:17). Мы точно не знаем, какой это был праздник, но очень много говорит за то, что это была Пасха.

Во время предыдущего праздника Пасхи Иисус привел религиозных вождей в ярость тем, что прогнал из храма торговцев. В этот раз Он разгневал их, потому что исцелил больного возле купальни Вифезды. Иоанн следующим образом описал это чудо: “Иисус говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел” (Ин. 5:8, 9). Далее Иоанн отмечает важную деталь: “Было же это в день субботний” (ст. 9). Раввинистическая традиция разрешала в субботу переносить человека на постели (постель в их представлении была в таком случае “второстепенной деталью”), но запрещала нести одну постель.

Поначалу иудейские вожди набросились на человека, несшего под мышкой свою постель, но узнав, что это Иисус велел ему так поступить, они направили свой гнев на Христа. Их атака дала повод для первой публичной проповеди Иисуса, которая была подробно записана, — первой из нескольких продолжительных речей, в которых Он был вынужден защищать Себя.

Главным аргументом Иисуса в данном случае было то, что если Бог мог “делать” в субботу, то мог и Он (ст. 17). Иисус указал, в каких видах деятельности Он и Его Отец действовали вместе (ст. 19-30). Иудеи пришли в ужас от того, что Он ставил себя в один ряд с Богом: Он “делал Себя равным Богу” (ст. 18)! Тогда Иисус в доказательство истинности Своих слов привел целый ряд свидетельств: Иоанна Крестителя, чудес, сотворенных Им, Писаний и, в особенности, Самого Бога (ст. 31-47). Бертон Коффман сказал, что ответ Иисуса Своим врагам в этом случае “является самым глубоким и поучительным в Священном Писании”.

Очевидно, Иисус вскоре после этой встречи покинул Иерусалим. По крайней мере, больше нет никаких записей о данном путешествии в этот город.

Срывание в субботу колосьев (Мф. 12:1-8; Мк. 2:23-28; Лк. 6:1-5)

Однажды в субботу, уже снова в Галилее, когда Христос с учениками проходил через засеянное поле, “ученики Его проголодались и начали срывать колосья и есть” (Мф. 12:1). Лука добавляет, что ученики “срывали колосья и ели, растирая руками” (Лк. 6:1). Зерна в колосе покрыты шелухой, которую нужно удалить, прежде чем съесть зерна. Ученики Иисуса растирали колосья в ладонях, чтобы очистить зерна от шелухи. Затем они сдували ее и отправляли сырые зерна в рот.

Когда они вот так срывали, растирали, сдували и жевали, вдруг откуда ни возьмись появились фарисеи и начали обвинять их в нарушении субботы. (В этой сцене есть что-то комическое: представьте напыщенных фарисеев в расшитых одеждах, прячущихся на корточках среди колосьев и только ждущих удобного момента, чтобы наброситься на Иисуса за малейшее нарушение их любимых традиций!)

Учеников обвинили не в краже чужого зерна. Закон Моисея разрешал путникам срывать колосья и есть их (Втор. 23:25). Их обвинили в том, что они в субботу работали. Фарисеи приравняли то, что ученики сорвали несколько колосков, к сбору урожая, то, что они растирали колосья в ладонях, — к молотьбе, то, что они сдували шелуху, — к веянию, и то, что они ели зерна, — к помолу (они, возможно, к этому добавили еще и “приготовление еды”, что было запрещено в субботу).

В этот раз доводы Иисуса отличались от тех, которые Он привел в Иерусалиме. В конце Своей речи Он сказал, что они осудили “невиновных” (Мф. 12:7). То есть Иисус заявил о Своей “невиновности”. На это у Него было пять причин:

(1) “Невиновен” — потому что Давида не осудили, когда он вошел в скинию и ел священный хлеб, чтобы утолить голод (Мф. 12:3, 4; Лк. 6:3, 4; см. 1 Цар. 21:6; Лев. 24:5-9).

(2) “Невиновен” — потому что священников не осуждали, когда они работали в субботу (Мф. 12:5; см. Чис. 28:9, 18, 19). Для священников суббота была самым загруженным днем недели.

(3) “Невиновен” — потому что суббота задумывалась как благословение, а не бремя: “Суббота для человека, а не человек для субботы” (Мк. 2:27). Было бы неразумно отказывать ученикам в пище в субботу.

(4) “Невиновен” — потому что облегчение страданий (включая и голод) имело большее значение, чем соблюдение ритуалов (в особенности созданных людьми). Иисус напомнил Своим обвинителям учение в Ос. 6:6: “милости хочу, а не жертвы” (Мф. 12:7).

(5) “Невиновен” — потому что Мессию нельзя было заставить исполнять традиции человеческие. Два утверждения Иисуса должны были заставить фарисеев побагроветь от злости: “Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма” (Мф. 12:6); “Сын Человеческий — Господин и субботы” (Мф. 12:8; см. Мк. 2:28; Лк. 6:5). Иисус явно говорил о Себе. Только Он (а не они) имел власть решать, что можно и чего нельзя было делать в рамках ветхозаветных законов о субботе.

Снедаемые злобой, фарисеи ушли, бормоча про себя угрозы.

Исцеление в субботу сухорукого (Мф. 12:9-14; Мк. 3:1-6; Лк. 6:6-11)

Вскоре после этого, “в другую субботу”, Иисус вошел в синагогу, чтобы учить (Лк. 6:6). Матфей подчеркивает, что “Он вошел в их синагогу” (Мф. 12:9), подразумевая фарисеев, пытавшихся обвинить Иисуса за колоски.

Среди присутствовавших в синагоге был “человек, имевший сухую руку” (Мф. 12:10). (Может, это враги Иисуса привели его, чтобы устроить Ему западню?) Фарисеи же “наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его” (Мк. 3:2). Наконец они не выдержали и прервали проповедь Иисуса вопросом: “Можно ли исцелять в субботу?” (Мф. 12:10).

Иисус не растерялся. Он сказал человеку с иссохшей рукой: “Стань на середину” (Мк. 3:3). Когда человек встал перед собравшимися, Христос спросил фарисеев: “Что должно делать в субботу — добро или зло? Спасти душу или погубить?” (Лк. 6:9). В качестве примера Он привел простую ситуацию, в которой мог оказаться каждый:

«Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботу делать добро» (Мф. 12:11, 12).

Глубоко опечаленный черствостью фарисеев (Мк. 3:5), Иисус сказал человеку: “Протяни руку твою” (Мф. 12:13). “И он протянул, и стала она здорова, как другая” (ст. 13). Это было чудо, которое видели все!

Врагам Иисуса снова нечего было ответить, но они не собирались сдаваться. Фарисеи, “выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его” (Мф. 12:14). Марк в своем повествовании добавляет почти невероятную деталь: “Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него” (Мк. 3:6). Фарисеи презирали иродиан, но, видимо, полагали, что им понадобится их политическое влияние, чтобы заставить Христа замолчать. Они ненавидели иродиан, но Иисуса они ненавидели еще больше.

Прежде чем закончить обсуждение столкновений по поводу соблюдения субботы, хочу напоследок подчеркнуть, что Иисус никогда не нарушал Божьих законов о субботе и никого не призывал нарушать их. В некоторых случаях Он действительно нарушал придуманные людьми традиции, во множестве появившиеся с течением времени, чем приводил в ярость Своих врагов. Мы еще и половины не прочли о публичном служении Иисуса, а Его противники уже день и ночь строят планы, как бы погубить Его и устранить Его влияние! Макгарви писал: “Начиная с этого момента, через Евангелие кроваво-красной линией проходит заговор против Иисуса”.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОТВЕТ НА ВРАЖДЕБНОСТЬ

В ответ на три случая столкновений по поводу законов о соблюдении субботы Иисус предпринял два важных шага.

Иисус удаляется от Своих врагов (Мф. 12:13-21; Мк. 3:7-12)

Во-первых, Иисус удалился от своих врагов, чтобы избежать углубления конфликта. Матфей в своем повествовании сообщает, что Иисус “удалился оттуда” (Мф. 12:14), когда узнал, что фарисеи “имели совещание против Него, как бы погубить Его” (Мф. 12:14). Это был первый уход Иисуса в попытке разрядить обстановку. В дальнейшем будут и другие.

“Иисус с учениками Своими удалился к морю [Галилейскому]” (Мк. 3:7). Но люди и там нашли Его: “...и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана, и живущие в окрестностях Тира и Сидона...” (Мк. 3:7, 8). Иисус учил людей, исцелял больных и изгонял нечистых духов; при этом Он просил не рассказывать о Его делах (Мф. 12:15, 16; см. Мк. 3:11, 12). Растущая известность только усилила бы ярость ненавидевших Его.

Матфей подчеркивает, что все произошедшие события были исполнением пророчества (Мф. 12:17-21; см. Ис. 42:1-4): уход Иисуса из города и указания хранить молчание исполнили слова “не будет прекословить, не возопит, и никто не услышит на улицах голоса Его” (Мф. 12:19). Исцеляя больных и немощных, Иисус демонстрировал заботу о тех, кто был подобен “надломленной трости” или угасающему светильнику (ст. 20). Тот факт, что к Иисусу приходили люди, жившие за пределами Палестины (из Идумеи, Тира, Сидона), подчеркивал значение Его служения для язычников (Мф. 12:18, 21).

Продолжая учить и исцелять, Иисус прилагал все усилия, чтобы избежать прямого столкновения с иудейскими вождями.

Иисус из числа Своих учеников избирает апостолов (Мф. 10:2-4; Мк. 3:13-19; Лк. 6:12-16)

Кроме того, Иисус в ответ на растущую враждебность избрал двенадцать человек, которые должны были продолжить Его дело, когда Его не станет. Не вызывало сомнений, что Его дни на земле были сочтены, поэтому Ему было крайне необходимо успеть подготовить особых людей. Марк поясняет, что Иисус избрал их, “чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь” (Мк. 3:14). Они должны были всюду следовать за Иисусом и учиться, слушая Его и беря с Него пример. Он также собирался посылать их на особые задания, чтобы они набирались опыта. Таким образом они должны были учиться и готовиться к будущему служению. С этого времени значительные усилия Христа были направлены на подготовку апостолов.

Прежде чем избрать двенадцать апостолов, Иисус обратился за советом к Богу. Для этого “взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу” (Лк. 6:12). Молитва всегда должна предшествовать принятию какого бы то ни было решения.

Иисус собрал вокруг Себя группу постоянных учеников. Проведя ночь в молитве, Он “призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать” (Лк. 6:13). Этих избранных Он назвал “апостолами” (ст. 13; см. Мф. 10:2). Слово “апостол” означает “посланец”. В общем смысле этим словом можно назвать любого, кто был послан с какой-то миссией, но в отношении двенадцати, задание которым дал Сам Иисус, оно приобрело особое значение.

Вероятно, тот факт, что было избрано двенадцать апостолов, символичен: число “двенадцать” имело особое значение для иудеев; в их представлении оно означало религиозную полноту. В ветхозаветные времена было двенадцать патриархов и двенадцать колен Израилевых; теперь же Иисус избрал двенадцать апостолов.

Вот список имен апостолов, оставленный нам Марком:

«...Поставил Симона, дав ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, дав им имена Воанергес, то есть “сыны Громовы”, Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариота, который и предал Его» (Мк. 3:16-19).

А вот список, который приводит Лука:

«[Избрал] Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем» (Лк. 6:14-16).

Матфей называет имена двенадцати апостолов позже, когда Иисус послал их с учебным поручением. Тем не менее, для сравнения этот перечень также нужно привести:

«Вот имена двенадцати апостолов: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон кананит, и Иуда Искариот, который и предал Его» (Мф. 10:2-4).

Четвертый и последний список дается в Деян. 1, еще до того, как на место Иуды избрали другого апостола:

«…Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова» (Деян. 1:13).

Эти четыре списка стоит сравнить. Обратите внимание, например, что Петр стоит в начале каждого списка. Это не доказывает того, что Петр был “первым папой римским”, но это говорит о том, что благодаря своему рвению и большим способностям, Петр стал естественным лидером среди апостолов. Также видно, что имя Иуды стоит в самом конце первых трех списков. Он назван последним из-за своего бесславного поступка.

Можно отметить и другие детали. Например, среди апостолов было несколько пар братьев (и Фаддей, видимо, был также известен как “Иуда Иаковлев”). Пожалуй, самое существенное то, что апостолов в списках можно разделить на три группы по четыре имени в каждой — и один и тот же человек будет возглавлять каждую группу в каждом списке. Имя Петра стоит в начале первой группы, Филипп возглавляет вторую, а Иаков Алфеев — третью. Поскольку имена других апостолов внутри групп расположены по-разному, представляется, что имена вышеназванных трех апостолов были помещены в начале каждой группы намеренно. Петр, Филипп и Иаков Алфеев могли быть “лидерами групп”, когда Иисус посылал их учиться проповедовать или давал им другие поручения.

Посмотрите еще раз на списки. В предыдущих уроках мы уже встречались с некоторыми из перечисленных апостолов: с Петром и Андреем (Ин. 1:40, 41; Мф. 4:18), Иаковом и Иоанном (Мф. 4:21 ), Филиппом и, возможно, Варфоломеем (Ин. 1:43, 45), а также с Матфеем (Мф. 9:9). О других апостолах в Новом Завете сказано мало, но нам известны три ключевые детали о них. Во-первых, они были призваны точно так же, как и Петр, Андрей, Иаков, Иоанн и Матфей. Во-вторых, как и эти названные апостолы, они, несомненно, были избраны не за их предыдущие духовные достижения, а потому, что имели большой потенциал. (Иисус смотрел не на их слабости и недостатки, а на то, кем они могли стать. Слава Богу, что Он и на нас смотрит так же!) В-третьих, Иисус всем им дал силу учить и изгонять бесов (см. Мф. 10:1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Избрание двенадцати апостолов обусловило Нагорную проповедь. Перед тем, как закончить этот урок, я бы хотел остановиться еще на некоторых моментах.

Даже Иисус подвергался осуждению, но это не остановило Его. Он продолжал делать все необходимое для осуществления Божьих замыслов.

Вас тоже будут подвергать критике за ваши праведные и честные поступки (Мф. 5:11). Когда это произойдет, убедитесь, что ваши действия всецело соответствуют Божьей воле (см. 1 Пет. 4:14-16). Если да, то не позволяйте порицаниям со стороны других остановить вас на избранном пути. Приложите все усилия, чтобы сохранить веру.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)