Найти в Дзене
С Богом по жизни

Все первое (начало служения Иисуса)

Оглавление

Говорят, все когда-то случается в первый раз. Самые первые дни Христова служения называют “периодом неизвестности”. Синоптические писатели свои повествования о публичной работе Иисуса начинают с более позднего периода, когда Он достиг успеха в Галилее. Иоанн же захотел познакомить нас с предыдущими, не такими впечатляющими днями.

ПЕРВЫЕ УЧЕНИКИ (Ин. 1:35-51)

Иоанн Креститель увидел “идущего к нему Иисуса и [сказал]: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»” (Ин. 1:29). На следующий день Иоанн был с двумя своими учениками. Один из них — Андрей, брат Симона Петра (ст. 40). Другой же, вероятно, — Иоанн, автор четвертого Евангелия. По какой-то причине Иоанн не захотел называть себя.

Когда Иисус проходил мимо, проповедник опять сказал: “Вот Агнец Божий” (ст. 36). Два его ученика пошли за Христом и провели с Ним целый день (ст. 37-39). В тексте указано время: “около десятого часа” (ст. 39). Если Иоанн использовал иудейское исчисление времени, тогда это было около четырех часов дня. Если он пользовался римским исчислением, тогда это было 10 утра. Если допустить, что безымянным учеником был сам Иоанн, то можно сказать, что этот случай был настолько памятным, что он даже запомнил точное время.

После нескольких часов, проведенных с Иисусом, Андрей нашел своего брата Симона и привел его к Христу (ст. 40-42). Одним из талантов Андрея было приводить к Иисусу людей (см. Ин. 6:8, 9; 12: 20-22). Слова Андрея стоит отметить особо: “«Мы нашли Мессию», что означает «Христос»” (1:41). Первые ученики Иисуса признали в Нем Того, кем Он был (см. также ст. 45, 49).

Увидев Симона, Иисус сказал ему, что он наречется “Кифа”, или “Петр”. Первое имя — арамейское, второе — греческое; оба они означают “камень”. Иисус увидел возможности этого человека, как видит потенциал каждого из нас.

На следующий день, готовясь к возвращению в Галилею, Иисус позвал Филиппа, который, вероятно, тоже был учеником Крестителя. Призыв Христа стать учеником тогда и теперь один и тот же — “Иди за Мной” (ст. 43). Филипп тут же нашел друга по имени Нафанаил и привел его к Иисусу (ст. 45, 46).

Христос удивил Нафанаила, открыв ему детали его характера и жизни (ст. 47-49). Иисус сказал ему: “Увидишь больше этого” (ст. 50). Мы точно не знаем, кто такой Нафанаил, но есть мнение, что он же — Варфоломей, один из двенадцати апостолов Иисуса. Для такого вывода есть несколько причин. Среди них тот факт, что остальные первые ученики Иисуса позже стали Его апостолами. Как указывает Дж. Макгарви, “никто не удостоился такой высокой похвалы, как Нафанаил”.

Так Иисус набрал Свою первую маленькую группу учеников (см. 2:2). Учеником называли того, кто следовал за другим человеком, чтобы научиться от него. Иисус хочет, чтобы все мы были Его учениками.

ПЕРВОЕ ЧУДО (Ин. 2:1-11)

Иисус и Его ученики отправились на север, в Галилею. На третий день они пришли в Кану Галилейскую, деревню неподалеку от Назарета, родину Нафанаила (Ин. 21:2). Они пришли на свадьбу (2:1, 2). Иисус жил жизнью тех, кого пришел спасти.

Мать Иисуса, Мария, тоже была там (ст. 1). Дальнейшие события указывают на то, что она помогала обслуживать свадебный пир (см. ст. 3, 5). Не исключено, что в брак вступал кто-то из друзей или родственников.

В разгар праздника кончились напитки. Может, присутствовало больше людей, чем ожидалось. Во всяком случае, ситуация могла оказаться неловкой. Мария подошла к Сыну и сказала: “Вина нет у них” (ст. 3). Чего она хотела от Него, мы не знаем, потому что до этого чудес Он не совершал (ст. 11). Однако она, вероятно, уже несколько лет смотрела на Него как на главного в семье и на этот раз подумала, что Он что-нибудь да сделает.

Примечателен ответ Иисуса: “Что Мне и тебе, женщина? Еще не пришел час Мой” (ст. 4). В том обществе назвать свою мать “женщиной” не было оскорблением. (В дальнейшем этот термин будет употреблен с нежностью [Ин. 19:26]). Тем не менее, слова Иисуса были мягким выговором. Э. Хаузер пишет, что это был один из трех упреков, направленных на то, чтобы “внушить Марии, что Иисус, хоть и ее сын, не «принадлежит» ей”. Затем Хаузер добавляет, что слова Иисуса здесь “дают понять, что впредь его земные узы должны быть ослаблены”.

Но это не остановило Марию. Она сказала слугам: “Что скажет Он вам, то сделайте” (ст. 5) — хороший совет каждому! Иисус, очевидно, решил, что на этот раз Его чудотворная сила не будет противоречить ее цели (творить добро) и не ускорит Его “час” (время Его смерти), если о ней будут знать только слуги. И Он сотворил известное чудо превращения воды в вино (ст. 6-10).

Вокруг вопроса о том, доказывает или нет этот случай, что Иисус одобрял употребление алкогольных напитков, бушуют страсти. Одна сторона указывает на слово “вино” и стих 10. Другая отмечает, что Иисус сделал 500-700 литров вина и если вино содержало большой процент алкоголя, то Он таким образом способствовал бы пьянству — что осуждается всей Библией (Прит. 20:1; Гал. 5:21). Однако это не тот отрывок, с помощью которого можно решить этот вопрос. Греческое слово, переведенное как “вино” (ойнос), является общим для вина вообще и использовалось даже в Ветхом Завете для обозначения сока, еще не выдавленного из винограда (Ис. 65:8).

Такой спор уводит от главной идеи отрывка: тихо, почти незаметно, в скромной деревушке Иисус начал “разминать” Свои духовные мышцы. Он сотворил Свое первое чудо!

Сегодня мы слово “чудо” затерли, называя им все мало-мальски выдающееся. Библия употребляет это слово в особом смысле, обозначая им сверхъестественное действие. Несомненно, за тридцать лет Своей жизни Иисус сделал много выдающегося, но здесь Он впервые применил Свою сверхъестественную силу. Живя в естественном мире, мы не способны объяснить сверхъестественное. Все, что Библия говорит об этом, мы принимаем верой.

Иоанн правильно понял значение этого события. Он употребил свое любимое слово, означающее “чудо”, — семейон, “знамение”. Сделанное Иисусом было знамением того, что Он действительно был от Бога! Иоанн отмечает, что Христос “явил славу Свою” (ст. 11)! Это было обещанием, что впереди их ждут великие чудеса, которые Он еще совершит. В результате того первого чуда “уверовали в Него ученики Его” (ст. 11). Их вера в то, что Иисус это и есть Мессия, стала сильней!

ПЕРВОЕ ПРЕБЫВАНИЕ В КАПЕРНАУМЕ (Ин. 2:12)

Из Каны Иисус отправился на северо-восток. “После этого пришел Он в Капернаум. Сам и мать Его, и братья Его, и ученики Его; и там пробыли немного дней” (ст. 12). Капернаум был шумным торговым городом на берегу Галилейского моря недалеко от Вифсаиды, родины Петра и Андрея (Ин. 1:44). Город раскинулся неподалеку от главной дороги, пересекавшей Палестину с востока на запад. Позже он станет центром действий Иисуса (Мф. 4:13).

ПЕРВАЯ ПАСХА (Ин. 2:13-25)

Иисус прервал Свое пребывание в Капернауме, чтобы пойти на праздник Пасхи. Можно не сомневаться, что Иисус с двенадцатилетнего возраста регулярно посещал этот праздник (Лк. 2:41, 42), но это была первая Пасха Его публичного служения. Это было также первое (с начала Его служения) появление Иисуса перед народом. А началось оно драматически, с первого очищения храма!

Торговля в храме началась в результате того, что на главные иудейские праздники иудеи приходили со всего мира (см. Деян. 2:5, 9-11). Каждый иудей должен был заплатить ежегодный храмовый налог в размере половины сикля. Храмовые власти не разрешали платить его в иностранной валюте, поэтому возникла необходимость в менялах. Каждому иудею в праздничные дни положено было совершать определенные жертвоприношения. Большинство из тех, кто приходил из других земель, не могли привести с собой животных, поэтому были вынуждены покупать их уже на месте. Так возникла торговля скотом в храме. Скорее всего, она велась во дворе язычников. Все это было задумано как услуга приходившим из дальних мест, но выродилось в средство наживы под контролем священников.

Первый публичный акт Иисуса выразил Его ревностное отношение к Божьему дому и к Божье воле. Выгоняя торговцев, Он сказал: “Дом Отца Моего не делайте домом торговли” (ст. 16). Позже в подобной ситуации Он скажет: “Написано: «Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников»” (Мф. 21:13).

Первый публичный акт был также заявлением о власти, которую дал Ему Бог (Мф. 3:17; см. Мф. 7:29). Встревоженное храмовое начальство приняло эту власть в штыки. Слово Жизни предлагает такой перевод Ин. 2:18: “Тогда иудеи потребовали от Него: «Какое знамение Ты можешь нам показать в доказательство того, что Ты имеешь право все это делать?»”

Тем, кто будет готов видеть и верить, Иисус за время Своего служения даст много знамений (см. ст. 23), но самым значительным чудом будет Его воскресение (Рим. 1:4). Поэтому Он ответил: “Разрушьте храм этот, и Я в три дня воздвигну его” (Ин. 2:19). “Он говорил о храме тела Своего” (ст. 21), но враги неправильно поняли Его слова (ст. 20 30), думая лишь о величественном сооружении из мрамора и золота, посреди которого они стояли.

Во время пребывания в Иерусалиме Иисус совершил Свои первые публичные чудеса (ст. 23). Нам не говорится, что это были за чудеса, но среди них должно было быть исцеление больных (Мф. 4:23). Число уверовавших стало расти (Ин. 2:23), но Иисус знал, что их вера была слабой (ст. 24, 25). “Живая Библия” (англ.) так перефразирует стих 25: “Ему не нужно было объяснять, как изменчива человеческая природа!”

ПЕРВЫЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР (Ин. 3:1-21)

Когда Иисус был в Иерусалиме, “один из начальников иудейских” по имени Никодим однажды ночью пришел увидеться с Ним (ст. 1, 2). Тот факт, что Никодим “пришел... ночью”, может иметь определенное значение (Ин. 19:39); возможно, он указывает на его некоторую нервозность. Он был одним из тех, кого поразили чудеса Иисуса (2:23). Он сказал: “Равви! Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог” (3:2).

Иисус, умевший читать мысли человека (2:24, 25), знал, зачем пришел Никодим. У иудейского руководителя явно возникли вопросы о мессианском царстве. У него тоже было распространенное среди иудеев неверное представление о царстве. Поэтому Иисус ответил: “Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше [заново; Восстановительный Перевод], не может увидеть Царства Божьего” (3:3).

Образ нового рождения поразителен тем, насколько точно он передает ту резкую перемену, которая должна характеризовать всякого, кто становится учеником Иисуса. Однако цель Христа состояла не в том, чтобы очертить условия ученичества. После установления церкви больше никому не говорилось “родиться свыше”, чтобы стать христианином. Искренне желавшие найти ответ слышали повеление уверовать, покаяться и креститься (Деян. 2:37, 38; 22:16).

Целью Иисуса было показать природу мессианского царства: это не земное царство, куда попадают по факту земного рождения (как в царство Израиль). Это царство — небесное, и войти в него можно в результате небесного возрождения (или изменения своей внутренней сущности). Это царство характеризуется не наличием человеческих армий, а делами Божьего Духа (ст. 6-8). Для Никодима это были новые понятия, и ему трудно было в них разобраться (ст. 4, 10).

Вслед за основным учением Иисуса идет большой раздел, типичный для повествования Иоанна. Книга Иоанна известна своими размышлениями. Нельзя в точности сказать, являются ли эти слова продолжением разговора Иисуса с Никодимом или это вдохновенный комментарий самого Иоанна. Но в любом случае они содержат много истин, заставляющих задуматься — включая тот факт, что Иисус будет “вознесен” (на крест) (ст. 14), и необходимость верить, что Иисус есть Христос (Мессия) (ст. 15, 16, 18).

В раздел включен самый известный отрывок Писания, Ин. 3:16, так называемый “золотой стих Библии”. В нем нет всего, что нам нужно знать о спасении (как заявляют некоторые), но это красивые и яркие слова о Божьей любви к нам.

ПЕРВОЕ СЛУЖЕНИЕ В ИУДЕЕ (Ин. 3:22-36)

После праздника в Иерусалиме Иисус со Своими учениками отправился проповедовать и учить в сельскую местность Иудеи. Время этого служения по разным подсчетам колеблется от трех до восьми месяцев. Нам даны два небольших факта об этом периоде. Во-первых, Христос “там жил” со Своими учениками; Он учил их и давал возможность узнать Его. Во-вторых, Он “крестил” (ст. 22), как и Его предтеча.

Служение Иисуса в Иудее имело явный успех, ибо ученики Иоанна жаловались: “Вот, Он крестит, и все идут к Нему” (ст. 26). В следующей главе говорится, что Иисус “более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, — хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его” (4:1, 2).

Успех Иисуса радовал Крестителя, чего нельзя сказать о тех учениках, которые оставались с ним. Они почувствовали ревность (ст. 26). Когда между генералами возникает ревность, они начинают проигрывать сражения. Ревность — постоянная угроза согласованности Господней работы.

Недовольство учеников побудило Иоанна Крестителя еще раз свидетельствовать о том, кто такой Иисус (ст. 27-35). Он подчеркнул, насколько важно верить в мессианство Иисуса: “Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем” (ст. 36). Синодальная Библия в этом стихе дважды употребляет слово “верующий”, но в лучших греческих рукописях использованы два разных слова, которые используются взаимозаменяемо, что отражено в таких переводах, как Славянское Евангельское Общество и Современный Перевод: “Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не покоряющийся Сыну не увидит жизни.”; “Тот, кто уверует в Сына, обретает вечную жизнь, тот же, кто ослушается Сына Божьего, никогда не получит ее.” Вера, которая спасает, — это вера послушания (Иак. 2:20; см. Рим. 1:5; 14:25).

Еще раз определяя свою роль (ст. 28, 29), Иоанн выразил одно из самых благородных чувств в Писаниях: “Ему должно расти, а мне умаляться” (ст. 30). Кем бы вы ни были, придет время, когда вам нужно будет отойти в сторону и позволить другому занять ваше место. Сколько враждебности можно было бы избежать, если бы каждый из нас мог благородно и доброжелательно сказать: “Ему (или ей) должно расти, а мне умаляться”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Некоторые отказываются испытать что-то новое, говоря: “Но я никогда не делал этого”. Если бы подобная логика была обоснованной, не было бы никаких попыток вообще что-либо делать. Малыш никогда бы не сделал первого шага и не сказал бы первого слова. Ребенок никогда бы не научился читать. Мужчины и женщины никогда бы не приобрели новых навыков. Родители никогда бы не имели детей. Помните: все должно когда-то случиться в первый раз. Если новая задача хороша и необходима, попытайтесь выполнить ее. Вы можете удивить самих себя!

Любовь | С Богом по жизни | Дзен