Вашингтонское морское соглашение 1922 года («Договор пяти держав»)
Англия и США и по окончанию Первой мировой войны продолжали делать ставку на тихоходные (до 23 узлов), но хорошо бронированные линкоры с тяжелой артиллерией. «Быстрым крылом» флота должны были стать новые линейные крейсера. К 1921 году в США в постройке находились 6 новых линкоров типа «Саут Дакота» и 6 самых крупных и быстрых в мире линейных крейсеров проекта «Лексингтон» (43 500 т, 33 уз.).
Япония, справедливо считавшая, что в клубе великих держав ее держат в роли всего лишь безопасно улыбающейся служанки, решила поменять не только свой имидж, но и реальный вес в этом сообществе.
В 1920 г. японский парламент принимает судостроительную программу «8+8», согласно которой императорский флот должен был пополниться указанным количеством новых линкоров и линейных крейсеров.
Ставшие известными ТТХ проектируемых и строящихся японских кораблей вызвали беспокойство в США и Европе. Гонка вооружений могла привести к военному конфликту на Дальнем Востоке, причем с Англией на стороне Японии. Японские линейные крейсера делали американские корабли морально устаревшими уже на стапеле.
У последних было недостаточное бронирование палуб, что делало их уязвимыми от огня с дальней дистанции (когда снаряды прилетают не по настильной траектории в борта, а по навесной – как раз в традиционно тонкую палубу).
Для США, с их стратегией на основе быстрой переброски флота из Тихого океана в Атлантику и обратно, увеличение размерности кораблей создавало ещё одну серьёзную проблему. Корабли водоизмещением более 40 000 т с трудом проходили через узкости Панамского канала.
Это грозило США необходимостью очень дорогой реконструкцией этой уникальной артерии. Картину завершали изоляционные настроения и отрицательное отношение американских избирателей к тратам военных. Аналогичное нежелание тратиться на дорогостоящее оружие царило и в разоренной недавней войной Европе.
В 1920 года президент США У.Дж. Гардинг предложил созвать конференцию по разоружению, основными вопросами на которой стали, в частности, ограничения линейных флотов, подводных флотов и сухопутных сил.
США объявили о готовности прекратить строительство 15 из 16 кораблей: 3 из 4 линкоров типа «Колорадо», всех 6 линкоров типа «Южная Дакота» и 6 линейных крейсеров типа «Лексингтон». А также списать 15 старых дредноутов, оставив в строю 18 кораблей.
Взамен они предложили Великобритании отказаться от строительства всех запланированных кораблей и списать 19 старых, оставив в строю 22 корабля. Япония должна была отказаться от строительства 15 новых кораблей и списать 10 дредноутов, оставив в строю 10 кораблей.
Водоизмещение любого корабля в строю (кроме нескольких уже существовавших до этого небескорыстно-миротворческого погрома) не должно было быть больше 35 000 тонн, а калибр орудий – больше устрашающих 406 мм. Это позволяло США не тратиться на расширение Панамского канала и одновременно не иметь более сильных оппонентов. Англия возражала.
В дальнейшем тоннаж линейных флотов этих стран должен находиться в соотношении 5:5:3. Япония настаивала на соотношении 5:5:3,5 и добивалась права завершить строящийся (в том числе на всенародные пожертвования) линкор «Муцу» типа «Нагато».
После длительных дискуссий и сложных дипломатических маневров Япония получила право достроить линкор «Муцу», США — «Колорадо» и «Вест Вирджинию», Британия — построить новые линкоры «Нельсон» и «Родней» с учётом ограничений по водоизмещению и калибру орудий.
Взамен Япония утилизировала еще 1 корабль, США — 2, а Британия, после вступлении в строй новых кораблей — 4. Соотношение тоннажей 5:5:3 осталось без изменения. За это США и Англия согласились ограничить строительство и укрепление военных баз на островах Тихого океана.
Ограничения на максимальный суммарный тоннаж главной ударной силы, капитальных кораблей (линкоров и линейных крейсеров) по результатам Вашингтонской конференции (проводилась с ноября 1921 по февраль 1922 года:
США: 533 400 тонн
Британская империя: 533 400 тонн
Япония: 320 040 тонн
Франция: 177 800 тонн
Италия: 177 800 тонн
Ответ империи
Японские дипломаты подписали договор: Японию вынудили фактически признать главенство Англии и США. Но за учтивыми улыбками и восточными поклонами таилось совершенно иное: если нет возможности обогнать белых варваров количественно – надо превзойти их качественно. Сколько бы эти джентельмены в кулуарах переговоров не показывали свои якобы невзначай слегка вытянутые из-за пазухи кинжалы угрозы, на эти замашки ковбоев и саибов на островах всегда найдется свой противовес, своя катана. Особенно, если не извлекать ее из ножен раньше времени.
Первый проект будущего корабля сформировал контр-адмирал Юдзуру Хирага. Он был похож на британский «Нельсон», первое дитя Вашингтонского соглашения –– но существенно более совершенный и вооруженный 410-мм орудиями. Постепенно его водоизмещение его детища плавно пошло вверх, за лимит в 35 000 тонн.
У нового главного строителя флота, капитана 1 ранга Кикуо Фудзимото впервые прозвучали сногсшибательные 460 мм в качестве артиллерии главного калибра. В его разработках впечатляли концентрация и состав вооружения: предполагалось даже размещение на борту 12 самолетов.
Его планы продолжил и воплотил в металл контр-адмирал технической службы Кэйдзи Фукуда. Именно он возглавил все исследовательские работы по будущим кораблям, удивляющим всех причастных даже на кульманах. Весной 1934 г. поиски и проработки концепций закончились, началась работа над конструкцией.
После последовательных 24 проектных вариантов, отработанных на 50 масштабных моделях, многочисленных исправлений и доводок 20 июля 1936 года проектный вариант под индексом «A-140-F5» был утвержден Морским министерством.
**
Тактико-технические характеристики ЛК "Ямато":
Водоизмещение........стандартное 63 200 т, полное 72 810 т
Длина...........243,9 / 256,0 / 263 м Ширина..........36,9 м Осадка............10,4 м
Бронирование
борт........................410 мм
траверсы................300 мм
главная палуба......200…230 мм
верхняя палуба........35…50 мм
башни ГК.................650 мм (лоб), 250 мм (борт), 270 мм (крыша)
барбеты ГК.........до 560 мм
башни 155-мм орудий................... 25…75 мм
барбеты башен 155-мм.орудий …75 мм
боевая рубка..................................500 мм (борт), 200 мм (крыша)
Двигатели:
4 турбозубчатых агрегата «Kampon», 12 котлов
общая мощность................150 000 л. с.
максимальная скорость......27,5 узла (51 км/ч)
дальность плавания..........7200 морских миль при 16 узлах
Численность команды.......2500 человек
Вооружение:
артиллерия.........3 × 3 — 460-мм/45; 4 × 3 — 155-мм/60; (позже 2 башни были заменены на зенитки)
зенитная артиллерия......6 × 2 — 127-мм/40 (позже - 12 × 2); 8 × 3- 25-мм (позже - 52 × 3); 2 × 2 — 13,2-мм пулемёта
авиационная группа...............2 катапульты, 7 гидросамолётов
**
Линкор имеет характерную «волнообразную» седловатость верхней палубы. Высота борта в носовой части была выбрана исходя из всхожести на волну в условиях Тихого океана, в средней она была существенно увеличена для размещения сколь мощной, столь и габаритной энергоустановки, к корме высота борта снова уменьшается. Не менее важная причина этому – уменьшение площади бронирования бортов.
Успеху в конце 1930 г.г. советского авиаконструктора С.Ильюшина со штурмовиком Ил-2 в огромной степени способствовало то, что он не стал навешивать листы брони на самолет, а сделал из нее прочную, во многом выполняющую роль фюзеляжа, коробку.
Конструктор, естественно, ничего не знал о проекте «A-140-F5», где эта же идея была применена в самом большом в истории линкоре: здесь многие плиты очень толстой брони входили в силовую схему корпуса. Что очень непросто реализовать: одна плита бортовой брони высотой 3 и длиной всего лишь 5 метров требует крана грузоподъемностью не менее 50 тонн. И эти плиты надо было очень надежно соединять встык друг с другом.
В корабле было реализовано много новых идей и решений. Самое заметное - верхняя палуба не загромождена обычным судовым оборудованием, минимум (для повседневной службы) рабочих шлюпок. Причина – необычайно большое давление орудийных газов при выстрелах главного калибра. Выходы вентиляционных шахт и вентиляторы лишь ненамного выступают на свежий воздух и направлены в сторону от башен.
Очень качественная оптическая система наведения (дальномер с базой 15 метров и баллистические вычислители) в светлое время суток вполне могла посоперничать с уже появившимися у противника аналогичными, но уже радиолокационными системами.
Вместо традиционно используемого в качестве палубного настила морских судов импортного тика (без такой изоляции от металла под ногами очень плохо в тропиках, эта порода дерева очень стойка к длительным воздействиям соленой воды и к механическому истиранию) использовался местный ресурс – японская сосна хиноки.
Рождение сверхдредноутов
Старинное изречение в качестве эпиграфа:
«Когда поднимается ветер, в Японии становится меньше кошек»
Логика здесь вполне традиционно-японская: когда поднимается ветер, он запорашивает людям глаза. Из-за этого становится больше слепых. Слепцы зарабатывают на жизнь игрой на сямисенах. Струны для сямисенов делают из кошачих жил. Поэтому количество кошек уменьшается (надеюсь, что все это суть художественные гиперболы и ни в чем не повинные живые котейки избегали попадания на алтарь музыкального искусства). Остается убрать лишние промежуточные звенья этой логической цепочки.
Со строительством медлить не стали: 4 ноября 1937 г. в сухом доке Куре официально заложили первый корабль серии, будущий «Ямато». Док был срочно углублен на метр, а грузоподъемность его мостового крана довели до более чем солидных 100 тонн. Второй корабль серии, «Мусаси», заложили 28 марта 1938 г. на верфи корпорации «Мицубиси» в Нагасаки. Вторую пару из этой серии собирались заложить в 1940 г.
Для 65-тысячных гигантов в дополнение к существующим трем сухим докам в Куре, Нагасаки и в Йокосука, намечалось построить еще три. Для транспортировок орудий главного калибра, башен и барбетов было специально построено транспортное судно «Касино». Для буксировки корпусов – мощный буксир «Сукуфу-Мару».
Было изготовлено 27 таких стволов для 27 установок (по 9 на «Ямато», на «Мусаси» и для третьего линкора, «Синано».
Длина – около 21 м, масса с затвором - 165 тонн, калибр - 460 мм, начальная скорость для бронебойного снаряда «тип 91» весом 1460 кг - 780 м/с . Скорострельность – полтора-два выстрела в минуту, максимальная дальность стрельбы – чуть больше 42 километров, рассеяние на этой дальности не более 400 … 500 метров.
Послевоенное тестирование полигонных образцов броневой стали для «Ямато», выявило ее бОльшую по сравнению американской и английской хрупкость. Для любых металлов и сплавов понятие «прочность» (т.е. способность сопротивляться разрушению) включает в себя, в частности, понятия «твердость» (сопротивление внедрению в материал другого предмета) и «вязкость» (способность воспринимать внешние нагрузки без разрушения, упруго или с минимальными необратимыми пластическими деформациями и с рассеянием воздействовавшей извне энергии).
К сожалению, твердость всегда прямо пропорционально связана с хрупкостью (т.е. с возможностью внезапного обширного разрушения в зонах с наибольшими напряжениями). Строителям серии «Ямато» не в полной мере удалось сбалансировать эти свойства в их толстолистовой броне.
Причина – недоступность технологий и легирующих добавок вследствие послевоенного ухудшения отношений между Японией и Англией.
В период строительства были предприняты беспрецедентные меры секретности. В особых альбомах хранились фотографии всех, кто работал на верфи. Лица тщательно сличались при входе и выходе, а иногда – в течение рабочего дня.
Корпуса «Ямато» и «Мусаси» протяженностью более четверти километра каждый были укрыты от посторонних глаз огромным количеством циновок из сизаля. Это грубое волокно из листьев агавы используется для изготовления веревок и канатов. По всей Японии возник дефицит этого материала, прежде всего - среди рыбаков, которые испокон века плели из него свои сети.
Так что, продолжая вышеупомянутый традиционный в японском менталитете подход к построению умозаключений, можно составить такую логическую цепочку. Когда в Японии начинают строить совершенно секретные корабли, возникает необходимость закрыть место их строительства от вражеских соглядатаев. Для этого удобнее всего применить не дорогой и не очень прочный брезент, а доступные в любых количествах традиционные циновки. Циновки изготавливают из сизаля. Их для укрытия секретных кораблей нужно так много, что во всей Японии этого материала становится уже недостаточно для всех. Рыбаки, ловящие рыбу в окрестных морях, используют нити и веревки из сизаля для своих сетей. И им тоже не из чего плести и ремонтировать сети. Их уловы уменьшаются. Поэтому в окрестных морях остается больше рыбы.
Убираем загромождающие промежуточные суждения. Получается совершенно логично: «когда в Японии строят сверхдредноуты, в её морях становится больше рыбы».
8 августа 1940 г. торжественно, но без лишней пышности и совершенно без фото- и киносъемки «Ямато» был выведен из сухого дока. После церемонии корабль укрыли маскировочными поверхностями и продолжили его достройку уже на плаву.
16 декабря 1941 г. комиссия подписала акт о приеме «Ямато» в состав флота. Дополнительные доделочные работы велись еще более пяти месяцев, и только окончательно к 27 мая 1942 года линкор пришел в состояние полной боеготовности.
Первые слухи о новых кораблях стали известны за океаном в конце 1942 г. Представление о внешнем виде таинственных чудищ появилось после сражения у Лейте (октябрь 1944 г.). Но точные характеристики суперлинкоров в полном объеме американцам удалось получить лишь после окончания войны.
Вместе со своим собратом «Мусаси» «Ямато» в период своего существования стал чемпионом сразу по нескольким параметрам: самый крупный линкор, самый крупный военный корабль, морской носитель артиллерии самого крупного калибра и самый большой из построенных когда-либо кораблей.
Уникальность чудовищ проекта «Ямато» заключалась еще и в том, что это были единственные линкоры, способные на полном ходу пересечь весь Тихий океан. В авиации это бы сравнили с многодневным полетом в форсажном режиме.
- - -
(*) – иллюстрация из интернета, открытые источники
Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх, что в Дзене означает вовсе не респект автору, а «давайте ещё чего-нибудь примерно такого же», «требую продолжения банкета!»). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.