В своё время меня очень заинтриговало название, так как я был окутан упаднической атмосферой осени и в поисках мрачных проявлений нуара. В итоге моя осенняя хандра и умонастроения романа попали в какой-никакой резонанс. Перечитывал его дважды, поэтому сразу могу подметить, что чтение данной книги - явление сезонное.
Также заметил, что некоторые читатели при виде слова «детектив» сразу ожидают определённую конструкцию сюжета со всей соответствующей атрибутикой, а когда их ожидания не оправдываются в полной мере, то расстраиваются. Хочу напомнить, что оттенки книжного жанра могут быть разными. Все особенности диктуются авторским стилем: замаскированные под детектив любовные романы Чейза, логический гений Шерлока Холмса, неожиданные финальные повороты Агаты Кристи и... Ёмкие, настоявшиеся и живые описания Рэя Брэдбери, прекрасно украшающие повествование одной криминальной и размеренной истории.
ВПРОЧЕМ, ЭТА ИСТОРИЯ ИМЕЕТ КАК И СВОИ ПЛЮСЫ, ТАК И МИНУСЫ
В начале ХХ века табачный магнат Эббот Кинни решил отстроить собственную Венецию в штате Калифорния, для чего была проложена система каналов. Несмотря на грандиозность задумки, не обошлось и без периода упадка в 1950-1960-х гг. Действия романа разворачиваются аккурат перед - в 1949-ом, что позволяет прочувствовать психологическое давление не только со стороны орудующего серийного убийцы, но и от надвигающейся угрозы тихо умирающего города.
Пригород Лос-Анджелеса на берегу Тихого океана; скрипучие стоны нефтяных вышек; останки аттракционов и цирковых клеток, ржавеющие в тёмных водах каналов; непрекращающаяся простуда; одинокий гул туманной сирены; холодный дождь, безмолвно следующий за вами даже в собственную квартиру... Я выделил для себя не столько цитат, сколько качественных описаний, обогащающих воображение. Также достаточно много культурных отсылок, пусть и не совсем близких нашему менталитету (вероятно, пролетят мимо и не зацепят).
Ближе к финалу, правда, метафорические обороты всё же сбавляют темп. Зато настойчивее проявляется добрый юмор... Возможно, это делает героев более колоритными, но абсолютно не выдерживает заданную изначально планку. Среди общего угасания и череды смертей позитивная наивность и безобидная придурковатость героя выглядят подозрительно. Сразу начинаешь понимать, что опасаться тут особо нечего, а за туманной ширмой депрессивного нуара скрывается добрая сказка.
Главный минус - финал. Мне понравилось, что у серийного убийцы была своя логика психопата, стиль умерщвления и какую гнетущую обстановку он сумел нагнать. Но когда антагонист стелется для удобства под ноги протагонисту... Понятно, что убийца передумал действовать грубо и остался верным своему фирменному стилю. Только передумал он в самый критический момент, уже приняв совсем другое решение - это действие не раскрыто и выглядит неестественно.
Для меня всё же хороший плюс - литературный язык этой книги. Но этого явно недостаточно, а минусы раздосадовали куда больше. Отсутствие единой выдержки и наигранный финал подпортили впечатление. Начинать знакомство с творчеством автора именно с этой книги не стал бы, а также ожидать от неё чего-то необычного: 6/10 (только если вдруг осень не скрасит ваше впечатление до 7)
P.S. Ну и напоследок забавный факт — при прочтении романа вы так и не сможете найти имя главного героя.