Найти тему
Next Level

CustDev-5: полная структура интервью

Оглавление

Завершающая статья про проблемные интервью по методологии Customer Development с чек-листом "Структура интервью".

Если мы хотим просто понять принцип, что такое касдев, и зафиксировать у себя в голове последовательность шагов, то вот обязательные составляющие кратко:

  1. правильные вводные
  2. рассказ клиента о проблеме и решениях
  3. резюмирование проблематики от себя
  4. наше ценностное предложение
  5. “да” от клиента или отработка возражений

А если цель - прокачать себя до уровня, когда касдев будет приносить реальную измеримую пользу бизнесу, то ниже - полный рецепт.

-2

1. Введение

Приветствие должно быть таким, чтобы раскрыть собеседника.

  • Задаём неформальный тон, ведь это не какой-то опрос.
  • Подчеркиваем, что не займем лишнего времени.
  • И что наша цель - разобраться в теме и вместе разработать решение, а не что-то впарить.

Важно иметь повод для разговора и озвучить его.

Например: “Я звоню вам потому, что …” и дальше может быть любая понятная клиенту причина. Самое простое - потому что клиент эксперт в своей теме. И потому что общий знакомый рекомендовал поговорить именно с ним.

Начинать с общих и открытых вопросов.

Можно даже small-talk без особой ценности. Задача - разговорить человека, задать настрой на диалог. Иначе столкнемся далее с односложными, простыми ответами на более важные вопросы.

2. Профайлинг

Задача - точно определить, наш это клиент или нет.

Вопросы должны быть исключительно конкретные.

Что выясняем?

  • Это ЛПР (лицо, принимающее решение)? И лучше уточнить - он ЛДПР (лицо, действительно принимающее решение)? Он распоряжается бюджетом?
  • Насколько компетентен человек в проблематике.

Что спрашиваем?

  • в какой мере заданная проблема входит в его зону ответственности?
  • кто еще в его команде занимается этим вопросом?
  • кто принимает итоговое решение?
  • кто распоряжается имеющимся бюджетом?
  • на чем сейчас его фокус в заданной теме?
  • какой уровень погружения в тему?
  • сколько времени уделяет теме? сколько решению проблемы?
Резюме:
Только если человек сам сталкивается с проблемой и может самостоятельно выбирать и изменять способ решения проблемы, её можно обсуждать глубже.

3. Поиск проблемы

Задача - подтолкнуть разговор в нужное русло.

Вопросы должны быть наводящими.

Что выясняем?

  • Какая проблематика актуальна.
  • Действительно ли это проблема и почему именно это боль, а не мелочь?
  • Где реально “болит” и как часто.
  • Какие причинно-следственные связи приводят к проблеме.
  • Какие смежные проблемы беспокоят.

Что спрашиваем?

  • можно перечислить типовые проблемы и уточнить, какие из них актуальны.
  • какая из проблем в приоритете?
  • в каких конкретных кейсах сталкиваются с проблемой?
  • как часто?
  • как решают проблему сейчас?
  • сколько сейчас времени уходит на решение проблемы?
  • сколько денег уходит на решение проблемы?
  • какие еще способы решений знает?
  • как выбрал тот способ решения, которым пользуется сейчас?
  • по каким критериям?
  • какие еще варианты пробовал? (например, не решать её вообще или переложить на других)
  • какие результаты были получены?
  • какие действия дали наилучший результат?

Финально резюмируем наше понимание проблемы предыдущими словами клиента и получаем от него однозначное “да”.
Обычно словами:
“Правильно ли я понял, что …” (и далее слова клиента).

Резюме:
Если проблема в фокусе, ее пытались решить и тратили на нее ресурсы - да, это проблема. Если нет - нужно вытащить больше цифр из собеседника и проверять следующие запланированные на интервью гипотезы.
-3

4. Определение проблемы

Задача - точно, в числовом выражении подтвердить, почему это проблема.

Что выясняем?

  • Какие последствия вызывает?
  • Можем ли рассчитать стоимость проблемы?
  • Как уже считали стоимость проблемы?
  • Сколько насчитали?

Что спрашиваем?

  • как проблема влияет на работу/процессы?
  • что является сложностью в решении?
  • в чем ограничения в быстром решении?
  • что нравится/не нравится в текущем способе решения?
  • сколько времени и процентов бюджета тратится сейчас на способ решения проблемы?
  • уточнить все полученные цифры - стоимость, проценты, время, прочие количественные показатели.

То есть, опять финально резюмируем наше понимание проблемы предыдущими словами клиента и получаем от него однозначное “да”.
Не стесняемся повторить: “Правильно ли я понял, что …” (и далее слова клиента).

Резюме:
Если это действительно проблема, она может быть выражена в числовых показателях.

5. Оцифровка решения

Здесь важна чистая аналитика и призыв к "рациональному" клиента.

Что выясняем?

  • Можем ли посчитать стоимость решения для клиента?
  • Какую выгоду получает клиент от решения? Тут тоже речь исключительно про цифры.
  • Какого рода выгода - сокращение издержек, увеличение прибыли, сокращение временных затрат, повышение эффективности каких-либо еще ресурсов.

Что спрашиваем:

  • как считают эти показатели?
  • сколько еще выгод можно получить, если проблему решить по-другому? (здесь может идти речь не только о цифрах, но и об абстрактных вещах - снижение стресса, избавление от каких-то некомфортных действий и т.п.)
  • что важнее клиенту - снижение затрат или рост прибыли?
  • уточнить все количественные и качественные показатели (опять “Правильно ли я понял, что …”)
  • спросить, кажется ли выгодным иной способ решения (подвести к своему)
Резюме:
Получена оцифрованная выгода и стоимость решения. Можем определить ценность по формуле “ВЫГОДА - СТОИМОСТЬ = ЦЕННОСТЬ”.

6. Ценностное предложение

Наконец, можно переходить к нашему предложению.

  • Озвучить суть нашего оффера, выгоды и стоимость решения.
  • Отработать возражения.
  • Получить обоснованный ответ, относительно оффера - “да” \ “нет”.

Хорошее подведение к покупке:

  • Описание клиента и его действий
    Если вы ...
  • Его боль
    и вам актуальна задача ...
  • Визуализация
    у нас есть решение, которое выглядит следующим образом ...
  • Ценность в количественном (рациональное) и качественном (эмоциональное) выражении
    и даст вам следующие выгоды ...
  • Вовлекающий шаг
    если интересно, следующим шагом предлагаю ...
  • Промежуточное решение (в случае отказа клиента от предложения на предыдущем шаге)
    если пока не готовы обсуждать покупку, можно ...

Что спрашиваем?

  • на ваш взгляд, это выгодно?
  • что еще вы хотите знать о нашем решении, чтобы определиться? (дополнительный подогрев)
  • чье еще мнение нужно, чтобы определиться? (важный момент, потому что иногда даже ЛДПРу нужно социальное одобрение его действий от команды/семьи для принятия окончательного решения)
Резюме:
Клиент должен получить обоснование и ясное осознание собственного выигрыша.

7. Завершение

Задача - замкнуть человека на следующий шаг.

Что выясняем:

  • Какие следующие шаги быстрее всего приведут к сделке?
  • Какой порядок действий на стороне клиента? И тут же излагаем порядок действий со своей стороны.
  • Кто из людей с обеих сторон будет двигать процесс и каким образом?
  • Какой порядок оплаты удобен? (это наилучший момент закрыть клиента на предоплату, предложив направить ссылку сразу после разговора; возможно, придется предложить какие-то спецусловия за раннюю предоплату)

Договориться, каков срок реализации сделки и как его ускорить.

Спросить, о чём еще мы не спросили клиента, что нам стоило бы знать.

И в самом конце - отблагодарить и показать значимость проведенного интервью.

А самый последний, завершающий вопрос - “С кем еще вы рекомендуете поговорить (провести интервью) на эту тему?”

На этом всё! Понравилась статья? Позаботься о друзьях - перешли пост тем, кому может быть интересна эта тема.

#nltips #nl_bigpost