Завершающая статья про проблемные интервью по методологии Customer Development с чек-листом "Структура интервью".
Если мы хотим просто понять принцип, что такое касдев, и зафиксировать у себя в голове последовательность шагов, то вот обязательные составляющие кратко:
- правильные вводные
- рассказ клиента о проблеме и решениях
- резюмирование проблематики от себя
- наше ценностное предложение
- “да” от клиента или отработка возражений
А если цель - прокачать себя до уровня, когда касдев будет приносить реальную измеримую пользу бизнесу, то ниже - полный рецепт.
1. Введение
Приветствие должно быть таким, чтобы раскрыть собеседника.
- Задаём неформальный тон, ведь это не какой-то опрос.
- Подчеркиваем, что не займем лишнего времени.
- И что наша цель - разобраться в теме и вместе разработать решение, а не что-то впарить.
Важно иметь повод для разговора и озвучить его.
Например: “Я звоню вам потому, что …” и дальше может быть любая понятная клиенту причина. Самое простое - потому что клиент эксперт в своей теме. И потому что общий знакомый рекомендовал поговорить именно с ним.
Начинать с общих и открытых вопросов.
Можно даже small-talk без особой ценности. Задача - разговорить человека, задать настрой на диалог. Иначе столкнемся далее с односложными, простыми ответами на более важные вопросы.
2. Профайлинг
Задача - точно определить, наш это клиент или нет.
Вопросы должны быть исключительно конкретные.
Что выясняем?
- Это ЛПР (лицо, принимающее решение)? И лучше уточнить - он ЛДПР (лицо, действительно принимающее решение)? Он распоряжается бюджетом?
- Насколько компетентен человек в проблематике.
Что спрашиваем?
- в какой мере заданная проблема входит в его зону ответственности?
- кто еще в его команде занимается этим вопросом?
- кто принимает итоговое решение?
- кто распоряжается имеющимся бюджетом?
- на чем сейчас его фокус в заданной теме?
- какой уровень погружения в тему?
- сколько времени уделяет теме? сколько решению проблемы?
Резюме:
Только если человек сам сталкивается с проблемой и может самостоятельно выбирать и изменять способ решения проблемы, её можно обсуждать глубже.
3. Поиск проблемы
Задача - подтолкнуть разговор в нужное русло.
Вопросы должны быть наводящими.
Что выясняем?
- Какая проблематика актуальна.
- Действительно ли это проблема и почему именно это боль, а не мелочь?
- Где реально “болит” и как часто.
- Какие причинно-следственные связи приводят к проблеме.
- Какие смежные проблемы беспокоят.
Что спрашиваем?
- можно перечислить типовые проблемы и уточнить, какие из них актуальны.
- какая из проблем в приоритете?
- в каких конкретных кейсах сталкиваются с проблемой?
- как часто?
- как решают проблему сейчас?
- сколько сейчас времени уходит на решение проблемы?
- сколько денег уходит на решение проблемы?
- какие еще способы решений знает?
- как выбрал тот способ решения, которым пользуется сейчас?
- по каким критериям?
- какие еще варианты пробовал? (например, не решать её вообще или переложить на других)
- какие результаты были получены?
- какие действия дали наилучший результат?
Финально резюмируем наше понимание проблемы предыдущими словами клиента и получаем от него однозначное “да”.
Обычно словами: “Правильно ли я понял, что …” (и далее слова клиента).
Резюме:
Если проблема в фокусе, ее пытались решить и тратили на нее ресурсы - да, это проблема. Если нет - нужно вытащить больше цифр из собеседника и проверять следующие запланированные на интервью гипотезы.
4. Определение проблемы
Задача - точно, в числовом выражении подтвердить, почему это проблема.
Что выясняем?
- Какие последствия вызывает?
- Можем ли рассчитать стоимость проблемы?
- Как уже считали стоимость проблемы?
- Сколько насчитали?
Что спрашиваем?
- как проблема влияет на работу/процессы?
- что является сложностью в решении?
- в чем ограничения в быстром решении?
- что нравится/не нравится в текущем способе решения?
- сколько времени и процентов бюджета тратится сейчас на способ решения проблемы?
- уточнить все полученные цифры - стоимость, проценты, время, прочие количественные показатели.
То есть, опять финально резюмируем наше понимание проблемы предыдущими словами клиента и получаем от него однозначное “да”.
Не стесняемся повторить: “Правильно ли я понял, что …” (и далее слова клиента).
Резюме:
Если это действительно проблема, она может быть выражена в числовых показателях.
5. Оцифровка решения
Здесь важна чистая аналитика и призыв к "рациональному" клиента.
Что выясняем?
- Можем ли посчитать стоимость решения для клиента?
- Какую выгоду получает клиент от решения? Тут тоже речь исключительно про цифры.
- Какого рода выгода - сокращение издержек, увеличение прибыли, сокращение временных затрат, повышение эффективности каких-либо еще ресурсов.
Что спрашиваем:
- как считают эти показатели?
- сколько еще выгод можно получить, если проблему решить по-другому? (здесь может идти речь не только о цифрах, но и об абстрактных вещах - снижение стресса, избавление от каких-то некомфортных действий и т.п.)
- что важнее клиенту - снижение затрат или рост прибыли?
- уточнить все количественные и качественные показатели (опять “Правильно ли я понял, что …”)
- спросить, кажется ли выгодным иной способ решения (подвести к своему)
Резюме:
Получена оцифрованная выгода и стоимость решения. Можем определить ценность по формуле “ВЫГОДА - СТОИМОСТЬ = ЦЕННОСТЬ”.
6. Ценностное предложение
Наконец, можно переходить к нашему предложению.
- Озвучить суть нашего оффера, выгоды и стоимость решения.
- Отработать возражения.
- Получить обоснованный ответ, относительно оффера - “да” \ “нет”.
Хорошее подведение к покупке:
- Описание клиента и его действий
Если вы ... - Его боль
и вам актуальна задача ... - Визуализация
у нас есть решение, которое выглядит следующим образом ... - Ценность в количественном (рациональное) и качественном (эмоциональное) выражении
и даст вам следующие выгоды ... - Вовлекающий шаг
если интересно, следующим шагом предлагаю ... - Промежуточное решение (в случае отказа клиента от предложения на предыдущем шаге)
если пока не готовы обсуждать покупку, можно ...
Что спрашиваем?
- на ваш взгляд, это выгодно?
- что еще вы хотите знать о нашем решении, чтобы определиться? (дополнительный подогрев)
- чье еще мнение нужно, чтобы определиться? (важный момент, потому что иногда даже ЛДПРу нужно социальное одобрение его действий от команды/семьи для принятия окончательного решения)
Резюме:
Клиент должен получить обоснование и ясное осознание собственного выигрыша.
7. Завершение
Задача - замкнуть человека на следующий шаг.
Что выясняем:
- Какие следующие шаги быстрее всего приведут к сделке?
- Какой порядок действий на стороне клиента? И тут же излагаем порядок действий со своей стороны.
- Кто из людей с обеих сторон будет двигать процесс и каким образом?
- Какой порядок оплаты удобен? (это наилучший момент закрыть клиента на предоплату, предложив направить ссылку сразу после разговора; возможно, придется предложить какие-то спецусловия за раннюю предоплату)
Договориться, каков срок реализации сделки и как его ускорить.
Спросить, о чём еще мы не спросили клиента, что нам стоило бы знать.
И в самом конце - отблагодарить и показать значимость проведенного интервью.
А самый последний, завершающий вопрос - “С кем еще вы рекомендуете поговорить (провести интервью) на эту тему?”
На этом всё! Понравилась статья? Позаботься о друзьях - перешли пост тем, кому может быть интересна эта тема.