Об основании Москвы в 1147 году я уже рассказывал в статье: "А сколько лет Москве? Нет, не девять веков! Много больше!" Здесь же расскажу подробнее об основании Москвы, согласно "Велесовой книге". И, кстати, если кто-то по прежнему полагает, что этот источник спорный (благодаря внушению СМИ и как бы историков), то вначале пусть обратится к исследованиям подлинных историков и филологов, докторов наук и академиков (см. статьи 1) Скурлатова, 2) Липатова, 3) Бегунова и прочих...) Или прочтите сборник " Что думают учёные о "Велесовой книге", ссылка в конце статьи.
Итак, вначале приведём цитату об основании Москвы, согласно дощечке 33 (Велесова книга, Лют. II, 7).
Дунайское княжение Моска и Радогоста (590-е гг.). После войны с волохами (597 г.) роды Моска пошли на север и основали Москву
1 И вот начнём вспоминать Моска, который славян объединил и о единстве земли заботился. И он разум имел. И о нас радел. А после мы пошли каждый своим путём. И некие роды потекли на Север, и были это суть вятичи и радимичи.
2 И было так, что Моска (Святоярич) поминал погибшего брата Радогаста. И так он остался единым князем, и мы тогда также объединились.
3 И вот он кровь-вино пил о брате своём умершем, который ушёл к Богам. И был он убит волохами, ибо Радогаст тот был Святояричем.
4 И вот после тризны мы не должны были спать, но заснули. И тогда волохи-воины пошли на нас, и мы не могли противиться. И так отступили. А затем вернулись. И решили: волохи много едят и пьют, и сего ради мы также придём и будем пить братское вино.
5 И пошли мы на ромеев. И не смели оглядываться назад, но только смотрели вперед. И пошли к Дунаю. И ромеям стало худо, как и при Халабудии. И те воины ромейские были безжалостными, но мы одержали победу на поле брани. И так ромеям было отплачено за зло их. И так мы их прогнали, и ушли они.
6 И эту страву мы доели. И славили тех, кто пришёл вызволять степи русские и погиб. И говорили мы, что те фряги вновь придут, и вновь поднимут мечи свои на нас. И та война будет до конца дней наших.
7 И вот мы сами сказали тогда голове (Моску Святояричу), который был порукой нашей:
— Будь начальником над нами! И о нас заботься!
И так мы стеклись к Моску, и построили Москов-град. И были там очаги. И там пил Моск сурину. И так явился град сей от него. И был он силою наделён и мудростью овлечён. И как только он имел мысль идти на врагов отцов наших, так шёл и разбивал их.
О событиях тех лет (V в. н.э.) мы можем судить, кроме как по "Велесовой книге", также по «Истории» византийца Феофилакта Симокатты, современника сих событий.
В те годы Византия долгое время и безуспешно сражалась с Персией, надеясь возвратить утраченные земли в Малой Азии. Но та война не привела к успеху византийцев. После заключения мира с персами в 591 году император Византии Маврикий стал устраивать дела империи на Балканах. Тогда же дружины славян, нападавшие на северные границы империи, были отброшены за Дунай, ибо действовали разрозненно под началом многих вождей.
Известно, что тогда, в 597 году, полководец Приск пересёк Дунай близ Доростола и вторгся в славянские земли. Ночью он атаковал лагерь князя антов Ардагаста (Радогаста), имевшего «подвластную страну», и тот едва избежал плена, бросившись в реку.
Потом, объявив, что Византия ведёт религиозную войну против язычников, Приск стал пользоваться услугами шпионов из числа обращенных в христианство и так присягнувших императору, — антов и гепидов. Таким образом, Приск захватил славянский флот на Дунае, состоящий из более чем полутора сотен кораблей.
А потом, опять-таки ночью, напал на стан Мусокия (Mousokios) вождя славян (Моска из племени волынян-москов). Приск воспользовался тем, что славяне пред этим справляли тризну по его брату Радогасту и были пьяны. И тогда ромеи «продолжили поминальный пир, совершая возлияния кровью».
На следующий день, протрезвев, славяне отплатили ромеям за набег и освободили пленных. Об этом же говорит и «Велесова книга» (Лют II, 6). Кстати, согласно византийским источникам Радогаст был только ранен, когда бросился в реку, и только «Велесова книга» утверждает, что он не выжил и скончался от ран.
Война византийцев-волохов, а также авар в Подунавье принудили многие роды славян двинуться на север к вятичам. Об этом говорится и в «Влесовой книге»: «А после мы пошли каждый своим путём: и некие роды потекли на Север, и были это суть вятичи и радимичи». О том же вспоминается и в «Повести временных лет»: «Радимичи и вятичи от ляхов. Было у ляхов два брата — Радим и другой Вятко. Пришёл и поселился Радим по Сожу и от него назвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него назвались вятичи».
Тогда и род Мусокия (Моска) переселился вместе с вятичами в современную Московскую область. И летописи, и археология однозначно утверждают, что вятичи и радимичи именно в этот век переселились «от ляхов» (то есть ещё и с Волыни, пограничной с землей ляхов) на границу земель кривичей и финнов. И именно тогда Моском (Мосохом из «Описания» инока Рвовского, см. тут ) был заложен «град мал» на Швивой горке что в устье Яузы, разросшийся и ставший впоследствии столицей Московской Руси.
Рядом с Москвой дунайскими кельтами-филидами, пришедшими с Моском, было заложено село Фили. Тогда же была названа подмосковная речка Истра в память об Истре (так в древности именовали Дунай). Славяне-кривичи уже жили в этих местах по крайней мере с VII века до н.э. (в так называемом Дьяковском городище, будущем селе Коломенском). Здесь было святилище Велеса в Волосовом овраге. Тут хранились и легенды о патриархе Моске, сыне Велеса, жившем в IV тысячелетии до н. э. Так что моски пришли не на пустое место, а туда, где славяне жили испокон веков, со времён Исхода с Севера. Возможно, Моск и сам искал здесь Москву Беловодья.
Год основания Москвы князем Моском легко вычисляется по «Истории» Феофилакта Симокатты. Роды Моска ушли с Дуная после войны с ромеями. Сия война была начата ромеями, во-первых, после мирного договора с персами, заключённого в 591 году (потому некоторые историки эту войну датировали 592 или 593 годом, но это неверно).
После возвращения императора Маврикия из-под Анхиала и заключения мира с Персией, Феофилакт описывает посольство франкского короля Теодориха, а тот вступил на престол в конце весны — начале лета 596 года, а его посланцы могли прийти лишь осенью-зимой. То есть последующая война со славянами была начата весною 597 года.
Этим годом и следует обозначить исход родов Моска с Дуная. Избрание Моска Святоярича князем приходится на весну 597 (от этого года полагается отсчитывать Время Моска), а последующее основание Москвы следует отнести на 597/8 годы.
Обращаю внимание, что в 1147 году (это год первого летописного упоминания о Москве) отмечалось 550-летие исхода с Дуная. Не этим ли была вызвана знаменитая встреча в Москве Юрия Долгорукого и Святослава Ольговича, согласно Повести временных лет, от коей ныне отсчитывают время основания Москвы? А значит, согласно "Велесовой книге", Москве уже полтора тысячелетия... Хотя есть и более ранние датировки...
Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси