Найти тему
Александр Асов и К°

Основание Москвы в 597 г. (по "Велесовой книге" и не только)

Об основании Москвы в 1147 году я уже рассказывал в статье: "А сколько лет Москве? Нет, не девять веков! Много больше!" Здесь же расскажу подробнее об основании Москвы, согласно "Велесовой книге". И, кстати, если кто-то по прежнему полагает, что этот источник спорный (благодаря внушению СМИ и как бы историков), то вначале пусть обратится к исследованиям подлинных историков и филологов, докторов наук и академиков (см. статьи 1) Скурлатова, 2) Липатова, 3) Бегунова и прочих...) Или прочтите сборник " Что думают учёные о "Велесовой книге", ссылка в конце статьи.

Итак, вначале приведём цитату об основании Москвы, согласно дощечке 33 (Велесова книга, Лют. II, 7).

Дунайское княжение Моска и Радого­ста (590-е гг.). После войны с волохами (597 г.) роды Моска пошли на север и основали Москву


1
И вот начнём вспоминать Моска, который сла­вян объединил и о единстве земли за­бо­тил­ся. И он разум имел. И о нас радел. А после мы по­шли каждый своим путём. И некие ро­ды по­текли на Север, и были это суть вятичи и ра­ди­мичи.
2 И было так, что Моска (Святоярич) поминал погибшего брата Радогаста. И так он остался единым князем, и мы тогда также объединились.
3 И вот он кровь-вино пил о брате своём умер­шем, который ушёл к Богам. И был он убит воло­­хами, ибо Радогаст тот был Святояричем.
4 И вот после тризны мы не должны были спать, но заснули. И тогда волохи-воины пошли на нас, и мы не могли противиться. И так от­ступили. А затем вернулись. И решили: волохи много едят и пьют, и сего ради мы также придём и будем пить братское вино.
5 И пошли мы на ромеев. И не смели огля­ды­ваться назад, но только смотрели вперед. И по­шли к Дунаю. И ромеям стало худо, как и при Халабудии. И те воины ромейские были безжа­лостными, но мы одержали по­беду на поле брани. И так ромеям было отплачено за зло их. И так мы их прогнали, и ушли они.
6 И эту страву мы доели. И славили тех, кто пришёл вызволять степи русские и погиб. И го­во­­рили мы, что те фряги вновь придут, и вновь под­­нимут мечи свои на нас. И та война будет до кон­­ца дней наших.
7 И вот мы сами сказали тогда голо­ве (Моску Свя­­то­яри­чу), ко­торый был по­рукой на­шей:
— Будь нача­ль­ником над на­ми! И о нас за­боть­ся!
И так мы сте­клись к Моску, и по­стро­или Москов-град. И были там очаги. И там пил Моск сури­ну. И так явился град сей от него. И был он силою наделён и муд­ро­­стью овлечён. И как только он имел мысль идти на врагов отцов наших, так шёл и разбивал их.

О событиях тех лет (V в. н.э.) мы можем су­дить, кроме как по "Велесовой книге", также по «Истории» византийца Феофилакта Симокатты, современника сих со­­бытий.

В те годы Византия долгое время и безуспешно сра­жалась с Персией, надеясь возвратить утраченные земли в Малой Азии. Но та война не привела к успеху визан­тийцев. После заключения мира с персами в 591 году император Византии Маврикий стал устраивать дела им­перии на Балканах. Тогда же дружины славян, нападавшие на северные границы империи, были отброшены за Дунай, ибо действовали разрозненно под началом многих вождей.

Известно, что тогда, в 597 году, полководец Приск пересёк Дунай близ Доростола и вторгся в славянские земли. Ночью он атаковал лагерь князя антов Ардагаста (Радогаста), имев­шего «подвластную страну», и тот едва избежал плена, бросившись в реку.

Потом, объявив, что Византия ведёт религиозную войну против язычников, Приск стал пользоваться ус­лу­гами шпионов из числа обращенных в христианство и так присягнувших императору, — антов и гепидов. Таким образом, Приск захватил славянский флот на Ду­нае, состоящий из более чем полутора сотен кораблей.

А потом, опять-таки ночью, напал на стан Мусокия (Mousokios) вождя славян (Моска из племени волынян-москов). Приск воспользовался тем, что славяне пред этим справляли тризну по его брату Радогасту и были пьяны. И тогда ромеи «продолжили поминальный пир, совершая возлияния кровью».

На следующий день, протрезвев, славяне отплатили ромеям за набег и освободили плен­ных. Об этом же говорит и «Велесова книга» (Лют II, 6). Кстати, согласно византийским источникам Радогаст был только ранен, когда бросился в реку, и только «Велесова книга» ут­верждает, что он не выжил и скончался от ран.

Война византийцев-волохов, а также авар в Поду­на­вье принудили многие роды славян двинуться на север к вятичам. Об этом говорится и в «Влесовой книге»: «А после мы пошли каждый своим путём: и некие роды потекли на Север, и были это суть вятичи и радимичи». О том же вспоминается и в «Повести временных лет»: «Радимичи и вятичи от ляхов. Бы­ло у ляхов два брата — Радим и другой Вятко. При­шёл и поселился Радим по Сожу и от него назвались радимичи, а Вятко сел с ро­дом своим по Оке, от него назвались вятичи».

Тогда и род Мусокия (Моска) переселился вместе с вятичами в современную Московскую область. И ле­­тописи, и археология однозначно утверждают, что вя­тичи и радимичи именно в этот век переселились «от ляхов» (то есть ещё и с Волыни, пограничной с землей ляхов) на границу земель кривичей и финнов. И имен­но тогда Моском (Мосохом из «Описания» инока Рвовского, см. тут ) был заложен «град мал» на Швивой горке что в устье Яузы, разросшийся и ставший впоследствии столицей Мос­ковской Руси.

-2

Рядом с Москвой дунайскими кельтами-фили­да­ми, пришедшими с Моском, было заложено село Фили. Тогда же была названа подмосковная речка Истра в память об Истре (так в древности именовали Дунай). Славяне-кривичи уже жили в этих местах по крайней мере с VII века до н.э. (в так называемом Дьяков­ском городище, будущем селе Коломенском). Здесь бы­ло свя­тилище Велеса в Волосовом овраге. Тут храни­лись и ле­генды о патриархе Моске, сыне Велеса, жив­шем в IV тысячелетии до н. э. Так что моски при­шли не на пу­стое место, а туда, где славяне жили испокон веков, со времён Ис­хода с Севера. Возможно, Моск и сам искал здесь Моск­ву Беловодья.

Год основания Москвы князем Моском легко вы­числяется по «Истории» Феофилакта Симокатты. Ро­ды Моска ушли с Дуная после войны с ромеями. Сия война была начата ромеями, во-первых, после мир­ного договора с персами, заключённого в 591 году (потому некоторые историки эту войну датировали 592 или 593 годом, но это неверно).

После возвращения императора Маврикия из-под Анхиала и заключения мира с Персией, Феофи­лакт опи­сывает посольство франкского короля Теодо­риха, а тот вступил на престол в конце весны — начале лета 596 года, а его посланцы могли прийти лишь осенью-зимой. То есть последующая война со славя­нами была начата весною 597 года.

Этим годом и сле­дует обозначить исход родов Моска с Дуная. Избрание Моска Святоярича князем при­хо­дит­ся на весну 597 (от этого года полагается отсчи­ты­вать Время Моска), а последующее основание Москвы сле­дует отнести на 597/8 годы.

Обращаю внимание, что в 1147 году (это год первого летописного упоминания о Москве) отмечалось 550-ле­тие исхода с Дуная. Не этим ли была вызвана зна­ме­ни­тая встреча в Москве Юрия Долгорукого и Свя­то­слава Ольговича, согласно Повести временных лет, от коей ныне отсчитывают время основания Москвы? А значит, согласно "Велесовой книге", Москве уже полтора тысячелетия... Хотя есть и более ранние датировки...

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси