Найти тему
Живу в глубинке

Кисть рябины красной. Часть 2

Оглавление

...Эту вот оранжево-рябиновую пору осени Варя не любила - слишком тяготили её воспоминания о том октябрьском дне, когда муж предал их с сыном. Хотя... Было ли это предательством? Тогда, 22 года назад, она однозначно ответила бы: да, он предатель. А сейчас... обида как-то сгладилась, хотя и не забылась совсем. И Варе всё произошедшее виделось несколько... иначе. Да и узнала она многое из того, чего не знала тогда.

Рассказ. Начало здесь:

Она четко помнила тот день: они с Димкой медленно идут по осенней аллее, у него в руке - верёвочка, к которой привязан большой пластмассовый грузовик - подарок папы на 2-летие сына. Сама она держала крупную гроздь рябины, вдыхала горчащий аромат переспевших ягод и улыбалась своему счастью...

Как же ей повезло с мужем! В Андрее сочетались, казалось бы, абсолютно несочетаемые качества: волчья хватка, которая помогала ему вести бизнес, и чуткость, даже сентиментальность и романтичность, с которыми молодой мужчина относился к близким и любимым людям.

А ещё Андрей был очень порядочным человеком: никогда не лгал сам и не терпел, чтобы лгали ему. Он окружил себя людьми, которым мог полностью доверять. Почти вся его команда была с Андреем в бизнесе с самого начала. Особенно Игорь, с которым они прошли весь путь плечом к плечу. Хотя Варе в этом человеке виделась... какая-то недосказанность. Тот был чересчур жадным до денег. Да и с домашними вёл себя слишком жёстко - об этом Варя знала от своей подруги, жены Игоря. Но Андрей верил Игорю как самому себе. Что ж, ему виднее...

Андрей быстро приближался. Походка его была какой-то... напряжённой. Да и сам он выглядел... суровым, что ли? "Видимо, случилось что-то плохое", - сердце Вари сжалось от предчувствия. Спустя несколько секунд она уже держала в руках бумаги, изо всех сил пыталась понять, что в них написано...

- Бред, что за бред, - словно во сне, повторяла и повторяла Варя, глядя в спину удаляющемуся мужу и удерживая Димку, который всё норовил побежать за папкой.

Больше Андрея она не видела. Точнее, видела только издалека, когда приходила к его офису уже потом, после развода. Она очень хотела поговорить с мужем, объяснить, что ни слова правды не было в тех документах... Но - так и не решилась. Потому что понимала: Андрей не будет её слушать. Она уже не раз пыталась пробиться к нему - охрана не пропустила. "Варвара Дмитриевна, ну не можем мы нарушить приказ шефа, нас же уволят", - виновато отводя глаза, говорили ей ребята-охранники. И она уходила...

Зажмурившись и тряхнув головой, Варя отогнала от себя грустные воспоминания. Пора было будить Димку и самой приниматься за работу...

Глядя на сына, на бегу жующего бутерброд и пытающегося прихлёбывать из чашки обжигающий кофе, Варя улыбалась: как же похож Димка на отца! Жесты, мимика, походка, даже привычки - всем он напоминал Андрея. Особенно глазами, взглядом...

- Дим, мне показалось или вы действительно поссорились с Катей перед её отъездом? - спросила она сына, когда тот уже натягивал куртку.

- Тебе показалось, - Димка чмокнул мать в щёку и выскочил за дверь.

Убирая со стола остатки утренней трапезы, Варя мысленно настраивалась на работу. Как хорошо, что не нужно было никуда бежать - рабочее место располагалось совсем рядом, в соседней квартире...

Женщина усмехнулась, вспомнив, как отговаривали её родители поступать на немодную тогда специальность инженера-технолога текстильного производства... "Ну подумай сама: ткацкие фабрики не сегодня-завтра позакрываются все, где работать будешь?" - убеждал отец.

Но Варя, которую с детства привлекали ткани, рукоделие, своего решения не изменила. Словно знала, что однажды эта профессия позволит ей не просто выжить, но и стать полностью финансово независимой.

После развода Варя с сыном сначала уехала в родной городок, который располагался совсем рядом с областным центром, где жили они с Андреем. Папы уже не было. А мама... мама помочь дочери и внуку ничем не могла: она как-то растерялась в быстро меняющемся мире, не принимала современных реалий, застряв где-то в эпохе развитого социализма. И спустя примерно полгода Варя приняла решение вернуться в город.

Кое-какие сбережения она имела, но надолго растянуть их было нереально. Варя сняла крохотную квартирку, устроила Димку в сад, вложив при этом значительную часть своей заначки в конверт и передав этот конверт заведующей... И начала новую жизнь.

Где только она ни работала поначалу... И постельное бельё шила, и в ателье закройщиком трудилась... Но везде зарплаты были аховые. Как-то одна из клиенток, которой очень понравился крой заказанного пальто, предложила Варе сшить для неё несколько вещей по собственным эскизам. Так начался следующий этап жизни, на котором Варя стала работать уже сама на себя. Но шитьё хоть и давало некоторый доход, но полного удовлетворения не приносило. Варе хотелось чего-то другого, что она сама пока не могла выразить словами.

Потом умерла мама. Продав родительскую квартиру, дачу и гараж, Варя купила "однушку" в спальном районе. Оставшиеся деньги она вложила в создание текстильной арт-мастерской. И уже там мастерица развернулась на полную. Она создавала удивительные тканые картины, дизайнерские коврики, покрывала, гобелены, одежду в этно-стиле, бралась за декорирование целых домов, сотрудничала с местным драматическим театром, выполняя костюмы для спектаклей.

Одним словом, это был тот случай, когда хобби не просто стало приносить доход, но и позволило этой небольшой семье жить, ни в чём не нуждаясь. Со временем Варя смогла поменять квартиру на трёхкомнатную, а позже выкупила и соседнюю "однушку", обустроив там хорошую мастерскую. От клиентов у неё отбоя не было.

Только вот... На личную жизнь времени не хватало совсем. А если быть до конца честной, то личная жизнь и не нужна была Варе. Она всячески избегала внимания мужчин. Не то что бы боялась снова пережить душевную боль, нет. Просто понимала, что другого такого Андрея встретить не получится. А размениваться на "второй сорт" не хотела.

Димка рос. Настал момент, когда он прямо спросил Варю про отца, которого уже и не помнил. С трудом подбирая слова, Варя рассказала сыну всю непростую историю расставания с Андреем. Она очень боялась, что Димка захочет встретиться с отцом. Но сын всё понял правильно и больше не заводил разговоров на эту тему.

Изредка общаясь с подругой, Варя знала, что и Андрей живёт один. Что ж, каждый сам выбирает свой путь...

Недавно сын женился. И в этом он был похож на отца: влюбившись однажды, он уже не смотрел на других девушек. Варя тоже всем сердцем приняла Катю, избранницу сына. Вскоре у молодых должен был родиться ребёнок, чего будущая бабушка ждала с нетерпением.

Войдя в мастерскую, Варя окинула взглядом ткацкий станок... Да, непростой попался клиент, вот уже несколько дней она ломает голову над дизайном заказанного ковра... И сегодня... как-то... не клеится работа. С самого утра всё не получается собраться с мыслями. То ли воспоминания мешают, то ли непонятное предчувствие гложет. Она набрала номер сына:

- Дим, у тебя всё хорошо?

Сын буркнул в трубку: "Да всё нормально, мам, работаю я", и отключился. Позвонила Варя и Кате, которая поехала навестить родителей. Та тоже успокоила свекровь: самочувствие в порядке, скоро вернётся.

Вообще-то, Димка был против этой поездки: срок уже немаленький, дорога неблизкая, но Кате очень уж хотелось до родов увидеться с родными. Взяв наконец-то себя в руки, Варя села за станок. Потекла привычная и такая любимая ею работа...

Вечером у неё состоялась встреча с новым заказчиком. Возвращаясь домой, у подъезда Варя увидела чужой припаркованный автомобиль. Она уже протянула руку, чтобы открыть дверь подъезда, как та распахнулась сама, и в неё чуть не врезался какой-то мужчина с дурацким букетом рябины в руках...

- Андрей?!! - почти вскрикнула Варя. - Ты... Что ты здесь делаешь?!!

Да, она неоднократно представляла себе эту встречу, хотя понимала, что вряд ли когда-нибудь увидит бывшего мужа. Но всё равно представляла, каждый раз рисуя в мыслях её обстоятельства. Но такого... такого и представить не могла. Она ошарашенно смотрела на Андрея, на рябину в его руках, не понимая, зачем он снова появился в её жизни.

- Я... Я... Варя, выслушай меня, пожалуйста, - заикаясь выговорил мужчина.

- А ты разве не всё мне сказал тогда? Смотрю, на этот раз без документов? Что, лаборатория прикрылась? - она говорила и понимала, что говорит совсем не то, что нужно замолчать, дать возможность сказать Андрею, но замолчать не получалось: - Или тебе Ольга всё же поведала правду про твоего друга закадычного? Да, Андрюша, да, я давно всё знаю. Потому не трудись объясняться, не трать слова. Охраны, к сожалению, у меня нет, чтобы спустить тебя с лестницы. Но я, если что, и сама смогу это сделать.

Варя попыталась войти в подъезд, но Андрей преградил ей дорогу:

- Пять минут, Варя. Всего пять минут, пожалуйста.

В его взгляде Варя прочитала что-то такое, что заставило её уступить. Андрей открыл дверь машины с пассажирской стороны, Варя села на сидение. Её сердце бешено колотилось в груди... Бывший муж сел на место водителя и, собравшись с духом, заговорил:

- Я виноват, знаю. Дураком был. Нет, даже дебилом. Но я сам себя наказал. Прощения не прошу - не заслужил я прощения. Я только хочу, чтобы... чтобы Димка принял от меня подарок на свадьбу... Квартиру. Ту самую, нашу. Ты можешь ему вообще ничего про меня не говорить. Просто... Просто давай оформим документы и всё. Больше я вас не потревожу, - каждое слово давалось Андрею с большим трудом, он то и дело сглатывал тугой ком, словно застрявший в горле. - И завещание... я тоже на вас оформлю. У меня больше никого нет в этой жизни.

Он замолчал. Молчала и Варя... Гнетущую тишину прервал звонок телефона. На экране высветилась фотография Кати...

- Варвара Дмитриевна! Я не могу дозвониться до Димы! У меня схватки начались! Мамочки мои, больно-то как! - кричала в трубку сноха. - "Скорая" меня в наш роддом отправит, а я... я же уже договорилась с доктором в городе... Варвара Дмитриевна, миленькая, что мне делать?!

У Вари затряслись руки... Катины родители жили за семьдесят километров от областного центра, никакая "скорая" не согласится отсюда ехать за роженицей в другой населённый пункт... В чувство её привёл вопрос Андрея:

- Что случилось? Давай по порядку.

Варя сбивчиво объяснила ситуацию. Андрей, взяв телефон, вышел из машины. Потом вернулся, завёл двигатель... Как во сне, Варя наблюдала за происходящим: вот они мчат на окружную дорогу, в какой-то момент сзади пристраивается реанимобиль с мигалками, вот они уже подъезжают к городку, где находилась Катя, медики забирают её, кортеж отправляется в обратный путь... Всё это время Варя пыталась дозвониться до сына, но его телефон был вне зоны доступа.

Уже сдав сноху на руки дежурной акушерке и вызвав Катиного доктора, Варя догадалась позвонить на домашний телефон. Димка был дома. Он тут же примчался в роддом...

- Мам, что с Катей? Как ты доставила её сюда? У меня телефон разрядился, забыл включить, а тут ты на домашний звонишь. Что вообще происходит? - тараторил сын, видимо, тоже изрядно нервничая.

Варя взяла Димку за руку, усадила на стул, постаралась успокоить:

- Всё в порядке с Катей, не переживай. Начались схватки, мы привезли её сюда. Сам знаешь, здесь очень хорошие врачи. Всё будет хорошо, не бойся.

- "Мы"? Про кого ты говоришь? Как у тебя получилось уговорить "скорую" поехать за Катей в другой город? - не понимал Димка.

Андрей держался в стороне, Димка заметил его не сразу. А когда увидел... напрягся, замолчал, пристально вглядываясь в лицо...

- Мам, это... он?.. - Димка кивнул в сторону отца. - Что он тут делает? Ты что, простила его?.. Простила предательство? Или что, деньгами можно всё исправить, да?..

- Нет, сынок, предательство простить нельзя, - устало проговорила Варя, глядя в глаза сыну. - И ты не обязан никого прощать. Он просто помог. Только... Когда будешь судить отца, имей в виду, что ты - точная его копия. И в той ситуации поступил бы точно так же - я тебя знаю, - она жестом пресекла попытку прервать себя и продолжила: - Ты взрослый, у тебя своя семья, вот-вот отцом станешь. Главное, сам не совершай непоправимых ошибок. А я... Я давно поняла, что судить никого не имею права. Потому считаю, что как минимум выслушать отца ты должен.

Сын молчал. Но Варя его и не торопила. Принять решение в любом случае он должен будет сам.

Она встала и направилась к выходу, жестом позвав с собой и Андрея. Он последовал за женщиной. В машине Варя сказала:

- Ему нужно время, чтобы всё осознать. И мне тоже.

Андрей кивнул, повернул ключ зажигания... На заднем сидении россыпью лежали кисти рябины, источая горьковатый аромат...

Окончание здесь:

-2