Сейчас в кино идёт фильм "Ведьмы". Он снят по повести известного британского детского писателя Роальда Даля. В России его знают как автора "Чарли и Шоколадная фабрика" и "Матильда" - повестей, по которым также сняты талантливые фильмы (хотя книга, конечно, намного лучше и талантливее!). У самого писателя была уникальная биография, полная приключений и невзгод. В этой статье хотелось бы остановиться на трагическом эпизоде смерти дочери Роальда Даля, 7-летней Оливии.
Роальд Даль был женат на американской киноактрисе, обладательнице Оскара, Патриции Нил. В браке с писателем Патриция родила пятерых детей. В конце 1960 года нью-йоркское такси сбило коляску с новорожденным сыном писателя, Тео. Младенец был при смерти, в результате черепно-мозговой травмы у него развилась гидроцефалия. Нужно было откачивать жидкость из мозга, для чего ребёнку был установлен шунт. Но тогдашняя медицина не была на высоком уровне: шунт не справлялся со своей работой, вызывая боли и слепоту. И Даль, обладая еще и талантом инженера (он разбирался в двигателях самолётов, ведь в войну был летчиком!) в соавторстве с еще двумя изобретателями сделал новый клапан для лечения гидроцефалии, получил на него патент. Сын Даля выздоровел, а клапан Даля (полное его название - Wade-Dahl-Till (WDT) клапан) помог еще многим тысячам детей по всему свету, причем изобретатели согласились не брать за него прибыль.
Однако Тео еще не отошёл от травмы, долго выздоравливал и был слаб на момент, когда в школе у старшей дочери писателя, Оливии, разразилась эпидемия кори. Это был 1962 год. Вакцину изобретут ровно через год.
Что такое корь, Даль знал не понаслышке. В своих детских письмах (их фото есть в его автобиографии "Мальчик. Рассказы о детстве") он пишет об эпидемии кори в собственной школе: из 23 заболевших мальчишек один скончался от двусторонней пневмонии, вызванной вирусом кори - представьте себе уровень смертности. А ведь учился Даль в частной школе для богатых, и не было там ни голода, ни холода, ни бедности.
Итак, в школе у 7-летней Оливии вспышка кори. Единственное на тот момент лекарство - иммуноглобулин, содержащий донорские антитела, дорог в изготовлении, доступен далеко не всем. Даль человек известный, через свои связи он сумел выбить одну на семью дозу иммуноглобулина. Представьте муки отца, которому предстоит выбрать, кого из детей спасать! Даль рассудил, что наиболее уязвим Тео - он младше всех и еще не оправился от травмы. Иммуноглобулин ввели Тео. Через несколько дней Оливия приходит из школы с сыпью.
Через неделю её не станет. Корь, коварная инфекция, вызвала у девочки коревый энцефалит - воспаление головного мозга. От этого осложнения нет лекарства и по сей день. Еще день назад выздоравливающая Оливия обыгрывала отца в шахматы, а на следующий день ослабела, впала в кому и уже не очнулась.
Писатель тяжело переживал потерю дочери. Через годы после этого случая, в 1986 году, когда пошла первая волна антипрививочников в США и Великобритании, Даль пишет увещевающее письмо о том, как без вакцины ему пришлось делать страшный выбор. Даль поддерживал вакцинацию.
Своей дочери Оливии он посвятил две книги: одну еще при её жизни - "Джеймс и гигантский персик". Вторую уже после её кончины - "БДВ или Большой и добрый великан". Все его детские книги переведены на русский язык. Сейчас их можно купить, моя дочь их обожает. Так же, как и две его автобиографии - "Мальчик. Рассказы о детстве" и "Полёты в одиночку". Писатель оставил не только литературное наследие. Он много занимался благотворительностью и помощью тяжелобольным детям, а его фонд продолжает работу и по сей день.