На акварельной бумаге пишут от светлого к тёмному. Этот способ работы современной акварели смущает воспитанников старой школы. Действительно, делая наоборот, т. е. положив несколько самых тёмных пятен, легче увидеть в картинной плоскости предметы. Для примера посмотрите на работу Ивана Лубенникова. Выполненный почти в один тон портрет выглядит и живописно, и закончено.
Темные пятна сразу создают объём, потому что света́ наше сознание дорисовывает само.
Да и работать с полутонами проще, если уже есть самое тёмное пространство (наши пятна) и самое светлое (бумага). Так мы и делали акварелью, когда писать можно было только аля прима — в один слой, иногда в два. Больше наш ватман не выдерживал. Поэтому мы просто стыковали пятна, не заботясь о плавности входа одного в другое, и получалось что-то вроде мозаичного письма.
Всё поменялось, когда появилась возможность долго двигать краску на влажной поверхности.
Покажу ход работы от светлого к тëмному на примере своей картинки
Моя акварель написана на целлюлозе Fabriano с небольшим добавлением хлопка. Бумага довольно быстро высыхающая по современным меркам, но в сравнении с тем, что мы имели двадцать лет назад, просто мечта. Плотная, фактурная, произведëнная без кислот, а значит краски на ней не выцветут. И если первый слой положить на ней легко, то после просушки его можно смачивать без опасения смыть или размазать что-нибудь.
Что я и сделала на первом сеансе. Прикинула, какими я вижу светлые оттенки, и сделала их чуть ярче, чем хотелось. Заставлять себя делать свет более насыщенным необходимо, т. к. на первом сеансе мы сравниваем цвет с белой бумагой, и любой светлый оттенок кажется достаточно плотным. Однако это будет не так, когда лягут тени.
Словом, вот такая сахарная вата получилась. Облачко в виде ребёнка в слинге. Слинг — это тканевая переноска для младенца. Я сняла с себя спящего малыша вместе со слингом, положила его на кровать и побежала за блокнотом для набросков. Так появился сюжет.
Когда первый слой краски высох, я смочила лист снова и прописала тени на личике и складки на ткани. Пока писала ткань, лицо подсохло, и я нанесла последние штрихи — разрезы глаз, рта, ноздри и тень от шапочки. Пришло время фона. Тут я уже смачивала бумагу только вокруг фигуры и начинала класть краску снизу. Рада, что вышло написать тень на слинге и ножки мягко, потому что они к тому времени ещё были влажными. Ну а свет в мягкости границы не нуждался.
Что было бы, положи я тëмные пятна сразу? Светлые тона с большим количеством воды потянули бы за собой густо положенные тени. Полутона вышли бы неряшливо. Потому я начала со света. Это сложно, но при небольшой тренировке возможно.
Мои мастер-классы и материалы про краски, кисти и бумагу собраны тегом #акварель_кс , и кликнув на него, вы перейдëте во всю подборку.
Подписывайтесь на мой канал, будем изучать акварель вместе! Ставьте лайк, если хотите получать в ленту больше моих статей!
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.