С 1 октября в кинотеатрах в рамках проекта OperaHD смотрите знаменитый спектакль Парижской Оперы в постановке Дмитрия Чернякова Иоланта/Щелкунчик. Режиссер объединил, казалось, несоединимое. Результат - превзошел все ожидания и опасения - а их было не мало: самому знаменитому оперному российскому режиссеру пришлось пожертвовать традиционным балетным сюжетом. Как именно - читайте монолог самого Дмитрия Чернякова:
С самого начала все шло по непривычному сценарию. Прежде всего мне пришла в голову идея оперы. Русской оперы. Я немного одержим, и у меня была сумасшедшая цель - поставить за свою жизнь все русские оперы, которые были частью меня с самого детства. И особенно те, которые либо недооценены, либо совсем неизвестны Европейскому зрителю. Я все время этого придерживался, и эта цель для меня очень важна.
И я искал оперу, которая могла бы составить пару Иоланте, учитывая, что она короткая и не может идти одна. Конечно, я всегда припоминал, что исторически Иоланта и балет Щелкунчик были одновременно заказаны Императорским театром в Санкт Петербурге в 1892 году. Кто знает почему, но по началу идея возродить двойной спектакль казалась мне невозможно: было совершенно очевидно, что вовсе не спроста в течение последних 25 лет, даже не было практически попыток поставить оба эти произведения вместе.
После нескольких попыток с разными произведениями - от Римского-Корсакова до Шонберга, мне наконец пришлось признать, что лучшего партнера Иоланте, чем Щелкунчик мне не найти. Особенно, когда мне стало ясно, что оба эти произведения Чайковского принадлежат одному и тому же миру, и что оба они - части одной музыкальной сущности. Затем, почитав заметки композитора в музейном архиве в Клину, мы заметили, что музыкальные озарения и для Иоланты, и для Щелкунчика, сосуществуют на одних и тех же страницах, как части одного целого. Оба были его последней работой для музыкального театра, и сочинены за год до смерти. Это Чайковский Шестой Симфонии, и форма Иоланты и Щелкунчика - это еще одна трагическая симфония, разделенная между оперой и балетом. И эти совершенно разные истории связаны музыкой.
Этот проект также результат моего желания соединить оперный и балетный жанры. Эти два разных искусства веками сосуществуют под одной крышей, но почему то редко взаимодействуют друг с другом. Объединить их в рамках одной темы для достижения общей цели показалось мне грандиозной идеей. И я стал абсолютно уверен в том, что не нужно разделять Иоланту и Щелкунчика перерывом. У постановки единая сюжетная линия, в которую балет включается как в эстафету , развивая то, что было уже сказано и услышано в опере. Но это развивается на другом, более общем уровне, раздвигая границы и перешагивая через рамки собственной темы.
Я полагаю, что для большинства людей музыка из Щелкунчика - это нечто больше чем просто "утилитарная" музыка, назначение которой сопровождать танец по схеме, предложенной Мариусом Петипа. Музыка эта значительнее, чем то, чему она служит. Я слышу нечто гораздо более великое и далеко идущее, чем обычно показывают мне на сцене, как будто бы драма и балет не способны достичь таких вершин из-за отсутствия инструментария. В нашей постановке мы не следуем традиционному сюжету, созданному по мотивам сказки Гофмана и Дюма. Наша идея предложить новое сценическое решение Щелкунчика является следствием необходимости поиска процесса, который улавливал бы все что мы слышим в музыке: боль, утрату, страх, полноту, безудержный восторг, хрупкость, горе, удушье, сострадание...
Подробнее о спектакле, список кинотеатров и расписание показов оперы Иоланта / Щелкунчик из Opera de Paris в постановке Дмитрия Чернякова на нашем сайте OperaHD.ru.
Дмитрий Черняков.
Перевод с Английского.
Источник: https://www.operadeparis.fr/en/magazine/portfolio-a-marriage-between-opera-and-ballet