То есть - пересказ идей, мифов и преданий народов до библейского происхождения.
В этом смысле, библия не уникальна. Но разве этот факт умаляет Писание? В комментариях, с завидной регулярностью появляются критические замечания:
О чём вы? Творение, заповеди, Ноев ковчег и ковчег завета… Да что там, даже служение, смерть и воскрешение Христа вторичны.
Позабавила история из анимационного сериала «Рик и Морти». В одном из параллельных миров проекта встречается всесильный персонаж (не заставляйте вспоминать, кто это) он рассказывает Иисусу из другого мира «страшную» правду о вторичности ЕГО личности. О, ужас! Иисус не уникален, похожие образы были известны ранее в различных культурах, под разными именами.
А виноваты, от части, люди (слишком) верующие
Они из лучших побуждений, нарушают вторую заповедь десятисловного закона.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…
Только библия. Принцип на миллион, когда речь идёт об авторитете среди других христианских текстов. Но если этот принцип залетает на иные территории отвергая всё что было известно ранее, то случается ЗАЛЁТ! Библия превращается в кумира, искусственно окрашенного красками псевдоуникальности.
О потопе и Ное было сложено десятки легенд задолго до появления книги Бытие. БАХ! В том месте, где должен быть мозг, разрывается шаблон. Что? Библия вторична? Тут же теряется сакральная ценность. Но, стоп! Стоп! СТООООП!!! По сути, узнанный факт лишь подтверждает, что нарушение заповеди ведёт к печальным последствиям. Даже Бога можно сделать кумиром, тем более библию. Увы.
Непогрешимых людей нет. В древних текстах полно человеческого фактора, как и в любой рукописи, то есть, субъективных суждений и ошибок. А если я делаю библию недосягаемым авторитетом, иначе кумиром, то рано или поздно разочаруюсь в ней, как разочаровываюсь в людях, мною же воздвигнутых на пьедестал веры. Вот только библия никогда не претендовала на уникальность, во всяком случае, как исторический, астрономический, биологический (любой научный) документ.
Самый правильный плов
Ох уж это стремление к уникальности. Вот тот же плов. Кто знает в какой стране самый правильный плов?
Я был уверен - в Узбекистане. Но однажды понял, что узбекского плова не бывает. Бывает ферганский, самаркандский, бухарский… В ферганской долине я провёл детство, так что настоящий плов готовят только там. Но скажите об этом жителям Самарканда. Да, вы что. Ферганский плов – это, так, каша… Однажды я посетил Азербайджан. Оказалось, только кулинары в Баку готовят настоящий плов… Позже моё знание снова расширилось. Существует сотни рецептов «правильного» плова и каждый аул претендует на знание рецепта в последней инстанции. Но, вкус детства — ферганский плов. Отключаю мозг. Душа кричит: ферганский плов САМЫЙ правильный.
Виноват же во всём великий шёлковый путь. Огромные караваны, ходившие по торговом дорогам, перевозили не только разнообразные товары, но и кулинарные рецепты. Они оседали на бытовых особенностях той или иной народности, постепенно становясь СВОИМ уникальным пловом. Так что найти следы самого первого настоящего блюда из риса, теперь фактически невозможно.
Религия и кулинария не одно и тоже, но процесс распространения, а также претензия на уникальность и первоисточник, весьма схожи.
Библия на фундаменте мифов
Один из самых важных авторов - Моисей. Он вырос в Египте во дворце фараона как высшая египетская элита.
Понимая, что на израильтян оказали влияние египетские идеи (за 400 лет рабства), и будут оказывать религии новых соседей, чтобы минимизировать это влияние Моисей и пишет Тору.
Что же мы читаем в книге Бытие? Моисей не отрицает известные предания, о которых, так или иначе, ведал Израильский народ. Он, «на пальцах» используя знакомые истории (творение, грехопадение, братоубийство, потоп…) на понятном языке современников, «готовит свой рецепт плова». Его текст построен на ранее известных историях. Он использует это знание, но правильно расставляет акценты. Для современников Моисея не стоял вопрос - был ли потоп? Конечно был. Другое дело, Кто его автор?
Моисей «готовит всем знакомый плов». Тот же рис и мясо, но вот подача и набор специй превращает это блюдо в новый рецепт.
Моисей или Бог?
Если грубо – Моисей придумывает Бога или Бог является Моисею в горящем терновом кусте и поручает вывести народ израильский из Египта?
Если ваш ответ – Бог говорил с пророком, значит вы принимаете боговдохновенность библии. Автор Моисей, но Бог был героем жизни Моисея, а потому Моисей, как писатель, не драматург, скорее журналист. И Бог, не против использования знакомых «ингредиентов», так Он направляет людей на путь правды.
Использование мифов - обычная практика. Цель библии – решить глобальную проблему человечества. В чём она? Точно не в деталях - как, где и что было. Это отпадение от Бога и разделение с НИМ. Библейский текст с разных сторон, на многогранных примерах показывает путь воссоединения. Её герои демонстрируют как они идут к Богу или наоборот, как уходят от Него. Библия о богоискательстве, а не об истории народов. Исторических артефактов в ней тоже достаточно, но утверждать, что они защищены от субъективизма, точно нельзя.
Дорожная карта в Небо
Ещё один важный факт, Бог библии – не только Бог христиан, и тем более не Бог одной деноминации.
Верующие любят говорить, что у Бога «есть овцы и вне двора», то есть Бог заботится и желает спасения каждого. Если предположить, что Бог хотел спасения человечества всегда, то общие легенды, объединяющие разные народы до библейской эпохи, тому подтверждение. Библейское откровение не единственное. В разные сообщества, как по шёлковому пути, предавались одни и те же истории. Зная об этом, легче поверить во всемогущество и в благость Бога, чем разочароваться в Нём. Библия, в каком-то смысле это дорожная карта, ведущая человека к спасению. Спасение – это примирение с Богом, или говоря языком религии, воссоединение с Ним. Другой вопрос, библия – это единственный путь к Богу?