Найти тему
Würger

О книгах: "Авиатор" Евгения Водолазкина. Несостоявшийся полёт - или нечто большее?..

Об этом романе Водолазкина мне посчастливилось узнать почти случайно - но я решила-таки отступить от плана чтения (который у меня всегда имеется). А когда мы действуем спонтанно, это значит, что нас серьёзно зацепило.

В данном случае всё очевидно: я просто не могла пройти мимо книги с таким названием.

Обложка книги. Фото из открытых источников
Обложка книги. Фото из открытых источников

Читающие люди из моего окружения не раз уже сетовали, что современных художественных книг, где затронута авиационная тематика, - мало. Но здесь внушало огромную надежду имя автора.

Евгений Водолазкин – весьма признанный современный российский писатель и лауреат многочисленных премий. Его визитная карточка – роман «Лавр». Многие сходятся во мнении, что примечательным в нём является даже не столько сюжет, сколько замечательный язык.

То же самое касается «Авиатора». Задумка могла бы показаться довольно банальной. Главный герой, Иннокентий Платонов, приходит в себя в больничной палате и обнаруживает, что попал в будущее. Он был подвергнут заморозке советскими учёными в начале 1930-х гг. и возвращён к жизни в конце 1990-х. Теперь ему предстаёт адаптироваться к новому миру, а заодно восстанавливать в памяти события своей биографии.

И вот здесь сразу нужно сделать замечание: «Авиатор» Водолазкина может и очаровать, и разочаровать.

Как говорится, с какой новости начнём – с хорошей или с плохой? Пожалуй, с плохой. Книга мне изначально (вернее, по прочтении примерно трети) не понравилась.

Здесь важно оговориться. Очень часто бывает, что перед началом чтения у нас уже имеются некие ожидания. Они формируются исходя из частичной, доступной нам информации, будь это чьи-то отзывы или собственные интуитивные предположения. Но мы порой действительно заранее «пишем» книгу - а потом теряемся оттого, что реальная картинка не совпадает с той, что мы сами себе достроили. Так произошло и со мной.

Каково же было моё разочарование, когда оказалось, что воскресший Иннокентий Платонов никакой не лётчик.

Ладно. Всякое случается. Авиация может присутствовать в жизни человека не обязательно буквально и практически – это может быть страсть, увлечение, источник вдохновения. По крайней мере, это самая логичная гипотеза.

Но ничуть не бывало. Удельный вес этой темы в романе Водолазкина очень мал. Она присутствует лишь в виде детского воспоминания главного героя о разбившемся лётчике Фролове, свидетелем гибели которого он стал.

На фото - самолёт Farman IV. По роману, именно на таком летал авиатор Фролов
На фото - самолёт Farman IV. По роману, именно на таком летал авиатор Фролов

Затем, конечно, становится понятно, что образ авиатора в романе – это символ, причём крайне многозначный. Это и мечта, это и трагически оборванный жизненный путь, это и намёк на человека, которому дано видеть больше и шире, чем прочим.

Но, кажется, этого недостаточно для вынесения звучного романтического слова в название книги. Выходит, что оно – выражаясь по-современному, кликбейт. Замануха. Автору виднее: может, лучшего названия для этого романа и вправду не существует – но всё-таки неприятно чувствовать себя сбитым с толку.

А потом ещё оказывается, что главный герой плохо переносит полёты. Ну не издевательство?..

И всё-таки я мужественно догрызала этот кактус и не только потому, что в тексте обнаружились иные достоинства – это я говорю, забегая вперёд – а потому, что надеялась: может, любимый мотив всё-таки хоть где-то да раскроется?

Что ж, ожидание было вознаграждено - финальными сценами. Главный герой летит из Мюнхена, где он проходил медицинское обследование, назад в Петербург. При заходе на посадку у самолёта заклинивает шасси. Собственно, роман заканчивается описанием этой аварии и напряжённой атмосферой неизвестности:

-3

И тут тоже нашлось для меня сразу несколько поводов придраться.

Прежде всего, открытая концовка, где всё – простите за каламбур – повисает в воздухе.

К этому моменту читателю уже известно, что у Иннокентия серьёзные проблемы со здоровьем вследствие перенесённой заморозки: начинают отмирать клетки мозга. Из-за этого герой стремительно угасает. И, вероятно, даётся простор для воображения: может, Платонов погибнет в авиакатастрофе - и это станет для него «лучше», потому что он не будет долго мучиться? С другой стороны, понятно, что ситуация имеет вероятность благополучного разрешения – и тогда героя ждёт медленное умирание. Варианта два, и оба неблагоприятные (чисто теоретически существует вероятность того, что Платонов вылечится, но она исчезающее мала).

С одной стороны, очевидно, что это писательский приём, цель которого – показать безысходность. С другой стороны, лично для меня такая полная неопределённость воспринимается крайне дискомфортно – и в жизни, и в литературе. Но здесь, как говорится, дело вкуса.

Смущают некоторые моменты в описании самого происшествия. Начинается оно вот так:

-4

Пожалуй, в целом присутствует некоторое нагнетание обстановки. Авария, безусловно, серьёзная, однако она автоматически не подразумевает летального исхода – хотя это можно списать на художественный приём.

Исходя из положения дел, понятно, что самолёт придётся сажать на брюхо. Это создаёт риск пожара вследствие трения о покрытие полосы, так что здесь вполне логично упоминание автором о выработке топлива для минимизации риска возгорания. Но непонятно, почему он пишет о пробных заходах: при заклинивших шасси самолёт сажают сразу, но при этом полосу заливают пеной – опять же, для снижения угрозы пожара.

Впрочем, гораздо больше меня покоробил момент из отрывка, приведённого ниже:

-5

По прочтении этого пассажа меня мучил лишь один вопрос: «Ему что, делать нечего?..».

Ему – в смысле, командиру. В такой ситуации попросту некогда и незачем выходить к пассажирам. В приоритете решение совершенно других задач. Ни один КВС в сложившейся ситуации не вёл бы себя так, как описанный в тексте. Таким образом, сцена полностью неправдоподобна, так что вопрос насчёт «делать нечего?» можно адресовать и автору – зачем он вообще прописывал эти кадры?..

Ах да. А как же «мундир с иголочки»? Так и вспоминается Бэд Комедиан и цитата про «мужиков в форме». Впрочем, я уже сваливаюсь в откровенное злословие – надеюсь, вы меня извините, дорогие читатели!

Другие особенности книги, которые могли бы быть отнесены к недостаткам, оказались, в принципе, ожидаемы.

Главный герой изначально является подопытным-смертником, и его подвергают экспериментальной заморозке в лаборатории на Соловках. Вообще-то, это выглядит логично. Просто тема лагерей и репрессий в современной русской литературе уже успела набить оскомину, а некоторые авторы откровенно паразитируют на ней. Так что отторжение ощущается рефлекторно, плохо ли, хорошо ли написано; справедливости ради, в плане качества к Водолазкину претензий нет.

Другой момент касается восприятия и мироощущения. Мне уже приходилось слышать мнение, что герои Водолазкина какие-то... отстранённые, что ли? Так и с Иннокентием Платоновым.

Он не шагает по жизни – его несёт. Кажется, что у Платонова нет активной позиции: он - не делает, с ним – случается. Так он живёт, так попадает в лагерь. Потом, правда, выяснится, что единожды он себя проявил: убил доносчика, который погубил отца его возлюбленной. Но это всё затушёвано. Гораздо больше рефлексии и желания закрыться от происходящего.

Правда, здесь оговорка: книга написана от первого лица, мы узнаём обо всём из уст персонажа, и это всё-таки пробуждает эмпатию – понятно, что он слишком много перенёс, и потому и рассказывает, и рассуждает определённым образом – и хочет просто-напросто покоя. Хотя это, может, становится понятно несколько позднее, а сначала герой действительно создаёт впечатление несколько «примороженного».

В качестве психологической защиты Платонов нарочито отстраняется от вовлечённости в крупные исторические события. Он пытается зацепиться за соломинку бытовых происшествий, создающих атмосферу подробностей, деталей, деталюшечек – и изредка это начинает утомлять.

Также в книге очень много рефлексии. Так что если кто-то польстился на название и ожидал приключений, то его ожидания не оправдаются.

Хотя ведь, в принципе, из заданной идеи можно было бы состряпать неплохое приключенческое чтиво (чем не сюжет типичной книги про паданцев?). Однако ясно, что у автора не стояло такой цели, и в романе важна не столько фабула как таковая.

«Авиатор» Водолазкина берёт другим.

Во-первых, действительно стоит отдать должное мастерству слова, зримости описаний, красноречию деталей. При этом слог у Водолазкина не то, чтобы цветистый – он очень взвешенный и благородный без вычурности.

На страницах постоянно встречаются меткие жизненные наблюдения и замечания.

Интересно построение повествования в форме дневника: в первой части его ведёт лишь главный герой, а вторая часть уже звучит на три голоса – Иннокентия, его любимой девушки Насти и врача Гейгера.

Так что это - вещь чисто технически сделанная и добротно, и оригинально.

Кроме того, повторюсь: идея книги глубже, чем научно-фантастический мотив сам по себе. Это рассказ об осмыслении судьбы собственной, своего поколения и страны, история о любви, утрате, смерти, прощении. Если призадуматься, то становится даже удивительно, как автору удалось вместить в роман столько смыслов и проблем. Причём вышло это не комкано, а вполне органично.

Над романом Водолазкина хочется поразмышлять, поставить себя на место того или иного персонажа в ситуации выбора.

Кроме того, отдельно хочется отметить, какой смысловой мостик перекидывает автор: символическим якорем также служит замечательное, хотя и не самое известное, стихотворение Александра Блока «Авиатор». Хотя в романе цитируются лишь отдельные строки, позволю себе привести его здесь полностью:

-6
-7

С одной стороны, это чёткая и изящная параллель с судьбой главного героя: здесь и большие надежды, и упоение жизнью - ощущением полёта, и трагическая случайность, прерывающая этот полёт, и мрачное предчувствие в конце – где частное ощущение по смысловому посылу переходит в общеисторическое.

С другой стороны, это прекрасная отсылка в духе постмодернизма – когда встречаешь такое в одном произведении, знакомишься и с другим, и всё начинает играть новыми красками, да и просто это здорово для общего развития. Ведь то же стихотворение Блока хорошо и само по себе. Можно воспринимать его непосредственно как отдельный эмоционально наполненный рассказ. Можно и более изощрённо, соотнося с ранней историей авиации: с присущим ей романтизмом и рисками, связанными с несовершенством и ненадёжностью тогдашних летательных аппаратов... И опять-таки вернуться к философским размышлениям о риске и о плате за душевный порыв и неординарный выбор жизненного пути.

Это никак нельзя было предсказать, но мне хочется впоследствии перечитать эту книгу. У неё проявилось однозначное достоинство – глубокое послевкусие. Конечно, напоследок дружеское предупреждение: не ждите от «Авиатора» чего-то конкретно авиационного – однако я уверена, что в этом по-своему замечательном романе Евгения Водолазкина многие могут отыскать что-то своё – ценное, примечательное и близкое.

-8