«Работа без авторства» - фильм режиссера Хенкеля фон Доннерсмарка - кинороман, эпопея о судьбе Германии с конца 1930-х по начало 1960-х, рассказанная на примере судеб двух дрезденских семей. Но это и одновременно путешествие в творческий мир одного из самых знаменитых и дорогих (по стоимости его картин на аукционах) художников – Герхарда Рихнера. Абстрактная живопись – это искусство, отказавшееся от нарратива, но этот фильм научит нас его понимать.
Рихнер обычно не тратит время на журналистов и киношников. Но Доннерсмарку повезло, в течение недели он прогуливался вместе с художником по его родному городу – Дрездену, почти уничтоженному бомбежками во время войны. Фильм начнется временем нацизма и, подобно притче, закончится воспоминанием о нем.
В фильме есть и антигерой – поначалу нацистский врач Зибанд. Его карьера в фильме начинается с программы принудительной стерилизации душевнобольных в нацистской Германии. С целью улучшения наследственных свойств нации, при Гитлере осуществлялось уничтожение душевнобольных. Затем перешли к ликвидации нетрудоспособных лиц (инвалиды и болеющие свыше 5 лет).
Участники этой программы – ученые и врачи после разгрома нацистского рейха во многом ушли от наказания и даже получили должности и пенсии от государства, официально объявившего о денацификации. Образ Зибанда связан в фильме с конкретной его жертвой – тетей главного героя Курта Бартнера.
Молодой начинающий художник ничего не знает о прошлом Зибанда и женится на его дочери. Курт ищет свое творческое лицо. В ГДР он без всякого желания делает фрески на тему единства народа, затем эмигрирует в ФРГ и попадает в атмосферу казалось бы полной свободы. На самом деле ни то, ни другое не является основой истинного творчества.
В ФРГ он встречает профессора Антониуса ван Фертена, поначалу он удивлен его причудами и странными лекциями. Но профессор точно вычисляет, что Курт – талант. При общении Фертен рассказывает ему о том, как в войну, когда он был летчиком, его спасли и выходили крымские татары. Он их бомбил, а они его спасли. Он зажигает в герое искру поиска правды.
Ключевой момент фильма – создание Куртом картины по фотографии. Ему удается создать композицию, в которой Зибанд и его жертва – тетя Курта сливаются в единое целое. Момент, когда Зибанд видит картину, я бы сравнил со сценой, когда король Клавдий при просмотре спектакля, срежиссированного Гамлетом, понимает, что его преступление не является тайной.
В ключевом эпизоде фильма «Работа без автора» открывается творческий метод Г. Рихтера. Художник переносил изображения со снимков из семейного альбома, газет и журналов на холсты. А дальше при помощи шпателей и скребков накладывал и соскребал краску, повторяя эту процедуру по несколько раз. Тем самым художник будто бы «размывал» реальность.
Размытость делает картины более полными, но это еще и способность художника увидеть смысл события, даже не зная его конкретности. Соединив образ Зибанда и его жертвы Курт разгадал даже не само преступление, а сущность нацизма. Мы так и не увидим суда над Зибандом. Но если общество слепо доверяет бывшим нацистам, то искусство срывает с них маску и открывает нам их подлинное лицо.
Перед просмотром фильма, мне кажется, важно ознакомиться с творчеством Г. Рихтера, полюбить и понять его картины. Что собственно и сделал Доннерсмарк: ведь Рихтер еще до создания фильма стал его любимым художником.
Владимир Жерехов