Найти в Дзене
Лидеры кино

«Работа без авторства». Кинороман как ключ к миру абстрактной живописи

«Работа без авторства» - фильм режиссера Хенкеля фон Доннерсмарка - кинороман, эпопея о судьбе Германии с конца 1930-х по начало 1960-х, рассказанная на примере судеб двух дрезденских семей. Но это и одновременно путешествие в творческий мир одного из самых знаменитых и дорогих (по стоимости его картин на аукционах) художников – Герхарда Рихнера. Абстрактная живопись – это искусство, отказавшееся от нарратива, но этот фильм научит нас его понимать.

Том Шиллинг в образе Курта  Бартнера. Образ во многом - биография Г. Рихтера
Том Шиллинг в образе Курта Бартнера. Образ во многом - биография Г. Рихтера

Рихнер обычно не тратит время на журналистов и киношников. Но Доннерсмарку повезло, в течение недели он прогуливался вместе с художником по его родному городу – Дрездену, почти уничтоженному бомбежками во время войны. Фильм начнется временем нацизма и, подобно притче, закончится воспоминанием о нем.

В фильме есть и антигерой – поначалу нацистский врач Зибанд. Его карьера в фильме начинается с программы принудительной стерилизации душевнобольных в нацистской Германии. С целью улучшения наследственных свойств нации, при Гитлере осуществлялось уничтожение душевнобольных. Затем перешли к ликвидации нетрудоспособных лиц (инвалиды и болеющие свыше 5 лет).

Рабочий момент съемки фильм: образ Зибанда потрясающе убедителен и ярок!
Рабочий момент съемки фильм: образ Зибанда потрясающе убедителен и ярок!

Участники этой программы – ученые и врачи после разгрома нацистского рейха во многом ушли от наказания и даже получили должности и пенсии от государства, официально объявившего о денацификации. Образ Зибанда связан в фильме с конкретной его жертвой – тетей главного героя Курта Бартнера.

Молодой начинающий художник ничего не знает о прошлом Зибанда и женится на его дочери. Курт ищет свое творческое лицо. В ГДР он без всякого желания делает фрески на тему единства народа, затем эмигрирует в ФРГ и попадает в атмосферу казалось бы полной свободы. На самом деле ни то, ни другое не является основой истинного творчества.

Так Фертен  провел одну из своих лекций.  Удивляет, но заставляет задуматься!
Так Фертен провел одну из своих лекций. Удивляет, но заставляет задуматься!

В ФРГ он встречает профессора Антониуса ван Фертена, поначалу он удивлен его причудами и странными лекциями. Но профессор точно вычисляет, что Курт – талант. При общении Фертен рассказывает ему о том, как в войну, когда он был летчиком, его спасли и выходили крымские татары. Он их бомбил, а они его спасли. Он зажигает в герое искру поиска правды.

Ключевой момент фильма – создание Куртом картины по фотографии. Ему удается создать композицию, в которой Зибанд и его жертва – тетя Курта сливаются в единое целое. Момент, когда Зибанд видит картину, я бы сравнил со сценой, когда король Клавдий при просмотре спектакля, срежиссированного Гамлетом, понимает, что его преступление не является тайной.

Картина Рихнера "Мать и дитя"
Картина Рихнера "Мать и дитя"

В ключевом эпизоде фильма «Работа без автора» открывается творческий метод Г. Рихтера. Художник переносил изображения со снимков из семейного альбома, газет и журналов на холсты. А дальше при помощи шпателей и скребков накладывал и соскребал краску, повторяя эту процедуру по несколько раз. Тем самым художник будто бы «размывал» реальность.

Рихнер попытался создать свой образ благовещения, но это и  его видение Тициана
Рихнер попытался создать свой образ благовещения, но это и его видение Тициана

Размытость делает картины более полными, но это еще и способность художника увидеть смысл события, даже не зная его конкретности. Соединив образ Зибанда и его жертвы Курт разгадал даже не само преступление, а сущность нацизма. Мы так и не увидим суда над Зибандом. Но если общество слепо доверяет бывшим нацистам, то искусство срывает с них маску и открывает нам их подлинное лицо.

Перед просмотром фильма, мне кажется, важно ознакомиться с творчеством Г. Рихтера, полюбить и понять его картины. Что собственно и сделал Доннерсмарк: ведь Рихтер еще до создания фильма стал его любимым художником.

Владимир Жерехов