Найти в Дзене
Дефектолог/Логопед

Полезно читать литературу по психологии, многое становится понятным

Оглавление

Готовлюсь к следующей сессии. До ее начала остается ровно шесть недель. Если учесть, что на предыдущей было четыре дисциплины и к ним надо подготовиться: там в каждой не менее двадцати вопросов к зачету/экзамену и подготовка к семинарским занятиям по десяти темам минимум, а в них по три-пять вопросов, есть еще практика - решить вопросы по ней и напоследок, вишенка на торте - подготовить литературу, по которой буду писать диссертацию, определиться со структурой и материалом, из чего она будет состоять. Вау! И всего - шесть недель.
Решила для себя, еще в прошлый понедельник, что каждой дисциплине уделю по неделе. Получилось почти – подготовила ответы по одной из дисциплин на все вопросы к экзамену и пять семинарских занятий. Остальные пять оставила на период сессии, если не хватит времени до нее. Но уже буду почти во «всеоружии». Потом распечатать и почитать останется, или в электронном виде почитать, и всеее!
Надеюсь, что все получится, успею, если не буду откладывать на потом, как это делала все это время. А зря! Лучше б занималась..
Представляете, мне очень интересно изучать это все. Тем более у меня ж направленность «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ». Психология всегда меня интересовала, а тут - основы психологии, основы специальной педагогики, и почти что медицина! Обалдеть просто! На каждом вопросе зависаю и не могу оторваться.

Тут такая статья классная на глаза попалась об особенностях современного общества и психологических проблемах.

Так то вроде все и предполагала, но когда об этом пишут известные психологи, объясняя с психологической точки зрения, действительно, все объясняется вполне логично…

Марк Сандомирский в книге «Психосоматика и телесная психотерапия: практическое руководство.» (Москва, «Класс», 2005.) пишет что любое общество пытается смягчить социальные проблемы за счет однородности, стандартизации сознания своих граждан. Стараются уравнять всех членов во взглядах, жизненных установках, сделать их предсказуемыми и более управляемыми. Пытаются как бы зомбировать общими идеалами, манипулирую первичными механизмами психики на уровне инстинктов и базовых потребностей свой-чужой, потребность в принадлежности, связанная с потребностями в защите/безопасности и любви/уважении. В форме же принадлежности к определенной социальной группе эта потребность трансформируется в культ материального успеха и «гонку» потребления. (Недостаточное удовлетворение данной потребности в сфере социальных или семейных отношений делает человека потенциальной жертвой многочисленных сект и деструктивных культов.) «чтобы большинство… думало «как надо» или не думало вовсе». Требуется уменьшить проявления интеллектуальной независимости людей особенно способствуют этому средства массовой информации. Цель - заблокировать у многих членов общества «вредную» привычку думать самостоятельно означает под действием рекламы превратить их в потребителей как материальных, так и интеллектуальных полуфабрикатов.

Общекультурный уровень снижается. Наиболее ярко этот процесс описан Э. Фроммом: «Человек перестает быть самим собой, полностью усваивает тот тип личности, который предлагается моделями культуры, и целиком становится таким, каким его ожидают видеть другие». Отсюда, по Фромму, вытекает еще один феномен — социальной покорности или конформизма как способа невротического «бегства от свободы».

Покорность, как отмечает А.Н. Моховиков, порождает феномен «социального оглупления», тяготения к более примитивным социальным группам (ассортивности), подчинения большинству не только во внешнем плане, но и в интеллектуальном: «Каждый надевает на себя одинаковую безликую одежду, в которой нет отличий и заметен только уныло-однообразный ряд Мы. При массовой покорности появляются люди-автоматы, люди-винтики, и гипотетические наблюдатели тогда оказываются на самом гигантском аутодафе, которое придумало человечество, — тотальном уничтожении множества индивидуальных Я».

В обществе создается «послушное агрессивное большинство» или слой людей примитивно-приземленных, без духовных запросов. Это люди, которые стремятся жить «как все», «не выделяться». Именно поэтому они готовы преследовать тех, кто не похож на них как по образу жизни, так и по образу мыслей, чье существование бросает вызов выхолащиванию духовной основы жизни. «Человек, находящийся в общественном месте, является как бы автоматом, подчиняющимся общим правилам и выполняющим общепринятые обычаи» (Бехтерев В.М.).

Создается культ материального успеха одновременно с пренебрежением ко многим «нематериальным» сферам жизни. Конформизм и потребность во внешней оценке (как у ребенка, нуждающегося во внимании взрослых) приводят к тому, что «средний» человек, который стремится жить «как все», начинает вести демонстративный, «показушный», инфантильно-истероидный образ жизни: «семья напоказ» — «женщина напоказ» — «ребенок напоказ» — и наконец, собственная персона «напоказ» (юнговская «Маска»). Что в этом плохого? Когда собственное «Я» ориентировано преимущественно на мнение других людей, его не остается для себя самого. А это значит, что у человека не сформировано представление о собственном «Я» — в первую очередь о своем предназначении и жизненном смысле. Отсюда — внутренняя раздвоенность, «расщепление» между разумной, левополушарной частью личности («Я успешен… Я лидер… У меня все в порядке…») и ее эмоциональной, правополушарной частью, рассудку неподконтрольной и самообману неподвластной («А кому до этого есть дело… А кому вообще ты нужен… А нужно ли это тебе самому… Зачем ВСЕ это вообще, ради чего? Ведь жизнь проходит… Проходит в этой суете»).

Человек, на первый взгляд достаточно зрелый в практическом, жизненном смысле (точнее, приспособившийся, приземленный) и инфантильный в духовном. Отсюда нерациональное поведения — алкоголизм, наркомания, экстремальные развлечения, интернет-зависимость — как протест против серости жизни и попытка отгородиться от реальности. Отсюда и мистико-эзотерическая податливость — как проявление инфантильного «магического» мышления (наивно-детское ожидание чуда, мгновенного изменения, «просветления») и потребность в «учителе» (на самом деле поиск готовых, универсальных ответов на все жизненные вопросы как перенос ответственности на чужие плечи).»

Статья очень интересная. Продолжение будет позже.