Добрый день! В этой публикации я продолжаю анализировать сказки. От “Снежной королевы” Г.Х. Андерсена, разных версий “Золушки” и русских народных “Колобок” и “Гуси-лебеди” перехожу к “Царевне-лягушке”. Честно скажу, что не хотела браться за это произведение, даже, после рекомендации в одном из комментариев. Но встреча с похожим сюжетом в древнем индийском эпосе “Махабхарата” перевесила чашу весов в сторону: разбору сказки быть.
Итак, по сюжету трое царевичей хотят жениться и, по совету отца, стреляют из лука в разные стороны, т.е. решают положиться в этом вопросе на волю богов. Старшему выпадает девушка из боярской среды. Переводя на индийские понятия, из варны кшатриев, а, значит, ровня, т.е. жена для поддержания статуса. Среднему - из купеческой - вайшью, т.е. для денег. Младшему же - непонятная лягушка из болота.
Удивляет то, что папаша соглашается на все три брака. Не смеется, как старшие братья, не предлагает считать это ошибкой и стрелять еще раз. Следовательно, нам стоит предположить, что либо он больной на голову, либо понимает, что выбор богов не спроста. Кроме того, в мифологии лягушка - это символ дождя, плодородия и потомства.
Дальнейшие события, на мой взгляд, подтверждают вторую версию. Царь дает задания всем трем невесткам, чтобы выявить особенность именно последней. В разных версиях сказки, старшие либо не умеют ни готовить, ни ткать, что странно для того времени, когда формировалась сказка, либо делают это очень хорошо, но у лягушки получается лучше, потому что она прибегает к помощи магии.
Третьим заданием папа решает вывести младшую невестку “на чистую воду” и приглашает всех на пир. Вот тут и выясняется окончательно, что девушка обладает сверхъестественными способностями, и не только меняет облик, но и строит иллюзию в виде озера и лебедей, которые после ее танца исчезают.
Во время работы над этим текстом у меня произошло культурологическое переосмысление понятия “оборотень”. Негативное отношение к магическому изменению внешности - это результат христианского влияния! В древних культурах такое свойство вызывало у людей скорее восхищение, потому как и сами боги не гнушались менять облик: начиная от египетских, продолжая греческими, скандинавскими и заканчивая индийскими.
Но вернемся к сказке. После пресловутого пира случилось непоправимое: младший царевич тайком сжег лягушачью шкуру. Жена его, сетуя на то что он поторопился, исчезает.
Куда же она делась? Вы удивитесь. В разных версиях сказки девушку зовут то Василиса Прекрасная, то Премудрая, то Марья Моревна, но неизменным остается имя того, к кому она отправляется: Кощей Бессмертный. Причем, есть версии, где он ее папа. И как бы вам, друзья, не хотелось обвинить меня в том, что мне везде загробный мир мерещится, здесь, я думаю и у вас не возникнет сомнений, что девушка, отправляясь к Кощею, попадает именно туда.
Ваня идет на ее поиски. Сначала встречает некоего старика. Я не очень понимаю, как идентифицировать этого персонажа. Но на мой взгляд, более логичным является вариант: Леший. Во-первых, лягушку царевич нашел на болоте, скорее всего в лесу. Во-вторых, старик дает герою клубок, который его приводит к избушке Бабы Яги, тоже в лесу. В третьих, и Кощей, и Баба Яга, и Леший - это сверхъестественные персонажи так называемого “нижнего мира”, т.е. не небесные боги. Но, возможно, я и ошибаюсь. Кстати, вполне подходит на эту роль волхв - “любимец богов” по выражению А.С. Пушкина или пользуясь индийской терминологией - брахман.
Дальше происходят традиционные события: повернуть избушку и нахамить старушке, за что она героя кормит, поит, моет и спать укладывает. Стоит оговориться, что еда и питье, которые вкушает герой, приобщают его к потустороннему миру, а мытье и укладывание почивать - это символическое омовение и обряжение покойника.
Ну, а дальше все просто, герой находит смерть Кощееву, убивает папу, забирает жену. Если Вам здесь интересна аналогия с индийской культурой, то так поступает громовержец Индра - главный бог древнего ведического пантеона, т.е. сначала женится, потом избавляется от тестя.
В начале своего повествования я упомянула про похожий сюжет в эпосе “Махабхарата”.
Там царь увидел на берегу озера красавицу, которая стала его женой с условием, никогда не видеть воду. Здесь, как и в нашей сказке, главный герой - особа царских кровей, а женитьба осуществляется со странным требованием, аналогичным бракосочетанию с лягушкой.
Позднее, происходит непоправимая оплошность: девушка, по воле мужа, искупалась в пруду и исчезла. Осушив водоем правитель увидел на дне лягушку. Решив, что эти земноводные сожрали его возлюбленную, он приказал их уничтожать.
Властелин лягушек, явился царю и рассказал, что то была его дочь, которая до этого уже проделывала свой фокус с разными правителями, и вернул ее мужу.
Здесь, конечно, в глаза бросается сходство персонажа “женщина-лягушка”, кроме того, она дочь потустороннего сверхъестественного существа. А если рассмотреть вариант, что имя Марья Моревна связано с морем, а, значит, и водой, то наличие озера в начале и пруда в середине повествования вполне обосновано. Затем следует встреча героя с отцом и возвращение девушки законному супругу.
На первый взгляд может показаться, что аналогия двух сюжетов притянута мной “за уши”, но не забывайте, что эта история проделала долгий путь, т.к. между Индией и местом обитания славян достаточно далеко, а уж между II тыс. до н.э., когда появилась “Махабхарата” (а может и раньше) и XIX веком, когда А.Н. Афанасьев собирал сказки - еще дальше.
Любопытно, но мне удалось обнаружить сходство не только этой сказки, но и другой "Иван-царевич и Серый волк" с еще одним индийским эпосом.
Ставьте лайк, если Вам понравилось, подписывайтесь на канал, делитесь в соц. сетях.