Добрый день! В комментариях к посту про сказку Г. Х. Андерсена "Снежная королева", читатели провели аналогию с русской историей про гусей-лебедей. Мне эта идея показалась интересной, потому я решила вспомнить сказку и попробовать найти в ней более глубокие и, даже, сакральные смыслы.
Но прежде чем нырять в них, напомню, первый уровень - то, что лежит на поверхности: история про девочку Машеньку. Вначале она оставила братца без присмотра, и его унесли гуси-лебеди к Бабе Яге. Героиня отправляется вызволять, по пути встречая печку, яблоню и речку, с каждой из которых в вариациях сказки она по разному взаимодействует: то ест пирожки, то отказывается, то собирает яблоки, то капризничает, то вытаскивает камень из реки, то не хочет пить кисель. Дальше Маша добирается до пункта назначения “Избушка”, забирает братца Ванечку и бегут они обратно. За ними гонятся гуси-лебеди, а помогают в дороге те же печка, яблонька и речка, благодаря которым детки возвращаются домой аккурат к приезду родителей.
Сюжет всем известен, поэтому предлагаю, не задерживаться на нем, а двигаться дальше. Точнее, нырять в глубину. Набираем воздуха в легкие, зажимаем нос и вперед.
Второй уровень: как стать шаманом.
Мы снова в начале повествования, где происходит вполне заурядная история. Родители уезжают в город на ярмарку и оставляют Машеньку следить за младшим братом. Кого из тех, кто был старшим в семье не заставляли сидеть с мелкими? Не знаю как вам, а для меня это было пыткой. Вот и Маша оставила Ваню играть во дворе, а сама ушла на улицу к подружкам.
Вы представляете себе крестьянской двор, да не современный, а хотя бы века 19-го? Еще лучше, той древности, когда возникла сказка. Тогда можете вообразить сколько опасностей там таится. Одни грабли чего стоят! Петух нападает, гуси щиплются, свинья малыша затоптать может, лошадь брыкнуть. А упасть с лестницы или с телеги? Я уж не стану рассказывать, чего ядовитого или, просто, вредного можно наесться.
В общем, друзья мои, как не прискорбно, но на момент возвращения сестры, братец либо мертв, либо близок к тому. Это в сказке называется: налетели откуда ни возьмись гуси-лебеди и унесли к Бабе Яге.
Вы же помните, что эта старая женщина, чьи злодейские намерения сильно преувеличены, находится на границе того и этого мира? Значит, мальчик, как в сказке про Буратино: "скорее мертв, чем жив".
Девочка бросается его спасать... в загробный мир. Но попасть туда не просто, обычный человек не сможет. Значит, надо стать не обычным, а посвященным или шаманом, т.е. пройти инициацию. Первым на пути Маши встречается печка с пирожками. Всего делов-то, достать да съесть. Но загвоздка в том, что в славянской традиции печь - это проход в загробный мир, а пироги - еда, которая, вероятно, позволит стать на время своей в том мире. Мы же с Вами не знаем какая там начинка. Может мухоморы или другие какие галлюциногенные грибы?
Следующий этап - яблоня - сказочное дерево на котором, с большой вероятностью, растут не простые, а молодильные яблоки, которые снова кушает наша Маша.
Последнее испытание - молочная река с кисельными берегами. То что в любой древней культуре на пути в загробный мир присутствует река, я говорила не раз в других публикациях. Здесь снова пришлось кисельку выпить.
Наконец, добралась наша героиня до избушки Бабы Яги, значит, прошла посвящение и сама стала шаманом. Схватила братца и давай его лечить. Перво-наперво к жизни вернуть. Нужен источник с живой водой. Так может это тот самый кисель, который на берегах молочной реки? Затем добавим силы молодильных яблок, чтобы окреп мальчик. Напоследок, “припечь” его в теплой печка для полного изгнания болезни. Такая альтернатива банок, горчичников и грелок.
Вот такой путь шамана у меня получился. Если пойдете дальше нырять и искать третий уровень, то надевайте акваланг, узнаем как стать богом.
В кодификации названий сказки у нас есть дохристианские гуси-лебеди, Баба-Яга, печка, речка и яблоня, а еще христианские имена Маша и Ваня.
Значит, по сюжету, крещенный мальчик умирает. Воскрешать, как известно, может Христос, но первое его пришествие уже было давно, а следующего пока не дождались. Еще вернуть к жизни могут особые люди, но таких, видать, не нашлось в окружении Машеньки. Получается, что новая религия не может помочь девочке, ставшей причиной такого несчастья. Не долго думая, она возвращается к старым верованиям.
Проходя уровень печки, девочка не просто вытаскивает пирожки из печки, она, возможно, впускает в мир души, которые не рождаются по неизвестным нам причинам. Вот Вам уже и божественная функция у нашей Маши.
Потом она съедает яблоки бессмертия и ничего ей не делается от пищи богов. Но почему никто не собирает молодильные плоды? Если опираться на аналогичные сюжеты в других мифологиях индоевропейской праобщности, например, греческих и скандинавских, то там омолаживающие яблоки едят боги. Значит, если никто не рвет их, то боги ушли? Предположим, с приходом христианства, им не осталось места. Возможно, в тот момент, когда старая религия ушла, а новая еще не освоилась, случился мор. И тогда становится понятным, почему не рождаются детки. Не до того людям стало…
В некоторых версиях сказки на следующем этапе, в реке лежит камень мешает ей течь, возможно, даже, перекрывает совсем. Получается, преграда между мирами отсутствует. Не потому ли гуси-лебеди так легко попали из того мира в этот? Девочка убирает камень и восстанавливает баланс. Вероятно, к этому моменту она уже сама становится богиней.
Добравшись до избушки сказочной пограничницы, Маша забирает братца и ведет к жизни. Логичным возникает вопрос, почему Баба Яга, которая сама обычно пугает с целью оставить в живых, отправляет в догонку гусей-лебедей, чтобы забрать мальчонку? Ответ, на мой взгляд, в типичной для древних религий борьбе старого и нового поколения богов. Как в Греции - титаны и боги, в Индии - суры и асуры, в Месопотамии - Мардук и Тиамат и т.д. Ведь новая языческая богиня Маша - это прямая конкуренция для старой Бабы Яги. И результат сказки это доказывает.
На четвертом уровне сказки, я попробую найти фрагменты сюжета о противостоянии христианской и дохристианской религий. Это большая глубина, поэтому, арендуем подводную лодку. Рассаживайтесь и погружаемся.
Предыдущую кодификацию придется забыть, попробуем прочитать-расшифровать иначе. То что код меняется не должно вас удивлять, потому как крутой поворот делает жизнь - приходит новая религия.
Предположим, что родители деток - это древние боги, которые ушли. Маша, как старшая, представляет некрещеных людей, а Ваня, как более молодой подвластный внушениям и проповедям, решил сменить веру. Гуси-лебеди - проповедники, одетые в белые одежды или ангелы, подхватившие душу нового адепта. Для девочки, переход ее брата в христианство - это не предательство, а смерть. Точно так же, в наше время иудей, принявший крещение становится мертвым для бывших соратников по религии. Конечно, как искренне любящая сестра, она бросается его спасать. Дальше уже сами решайте, проходит ли она путь инициации, как шаман, описанный во втором варианте или сама становится богиней, как в третьей интерпретации. Как вам нравится. В этой версии преследование гусей-лебедей вполне обосновано. Они хотят вернуть обратно своего нового адепта.
Все варианты расшифровки сказки, которые я здесь рассматриваю - это версии, построенные мной на основе научного метода аналогии с другими культурными традициями. Такая получилась сложная детская сказка. Обратите внимание, здесь, как и в "Снежной королеве" девочка спасает мальчика. Но есть в русских народных сказках и обратный вариант, когда Кощей утаскивает невесту, а Иван отправляется вызволять. Наверное, стоит разобрать и это путешествие “туда и обратно”?
Анализ сказки "Царевна-лягушка" читайте здесь.
Ставьте лайк, если Вам понравилось, подписывайтесь на канал, делитесь в соц. сетях.