О первом за 200 лет Всероссийском Патриархе Тихоне знает каждый православный. Он взошел на этот исповеднический пост в самое непростое для России время – в начале Октябрьской революции.
Тогда всем православным стало понятно – для того, чтобы Церковь сохранилась в этот богоборческий период, необходимо установить в ней единовластие, а значит выбрать Патриарха.
Конечно, история не знает сослагательных наклонений, особенно история церковная. Все в ней промыслительно и благословенно. Но все же, давайте попробуем представить, а что было бы, если бы на патриарший престол выбрали не Тихона, а другого кандидата?
Кто был кандидатом в Патриархи?
В августе 1917 года собрался Поместный собор, на котором больше половины присутствовали миряне. На нем впервые за долгое время рассматривался вопрос о восстановлении патриаршества. Многие, в том числе уважаемые профессора и богословы, были против.
Но после революционных событий в Петрограде всем стало понятно – Патриарх Церкви необходим. Но кто же достоин стать им? Кандидатов было не так много и после тайного голосование выбрали трех:
- Архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий);
- Архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий);
- Митрополит Московский Тихон (Белавин).
Первого называли самым умным, второго – самым строгим, а третьего – самым добрым. Казалось, в такое непростое время Церкви необходим строгий и бескомпромиссный пастырь, но промысел Божий распорядился по-другому…
Что интересно, намного позже, владыка Антоний (Храповницкий) признавался, что если бы его выбрали Патриархом – он действовал бы жестко и, скорее всего, большевики еще больше обозлились бы на верующих и Церковь, и окончательно бы ее уничтожили…
Именно поэтому Господь избрал на патриарший престол самого доброго и смиренного. 5 ноября 1917 года после литургии и длительной молитвы старец-затворник иеросхимонах Алексий из Зосимовой пустыни вытянул жребий с именем Тихона.
Что удивительно, еще во времена учебы будущего святителя в духовной семинарии, его товарищи в шутку дразнили его Патриархом – за его благочестие и углубленную молитву. Уже тогда промысел Божий готовил будущего владыку к столь непростому служению.
Стоит отметить, что митрополит Тихон не стремился к патриаршеству, в отличие от архиепископа Антония. Но он принял эту весть смиренно и покорно. Вот что он сказал в своей проповеди, когда ему сообщили об избрании на патриарший престол:
«Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: Плач, и стон, и горе — и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль. Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно – в настоящую тяжелую годину!»
Эти слова стали пророческими – Патриарх Московский и всея России Тихон действительно перенес много страданий на этом служении, его несколько раз арестовывали, около года он провел в заточении, но не смотря ни на какие гонения сумел сохранить Православную Церковь в России. В 1981 году Патриарх Тихон (Беллавин) был канонизирован в лике святителя.