Этот поселок даже на карте нашей страны - то можно отыскать с большим трудом. Да и отыскав не сразу понимаешь, что тут живет без малого полтысячи человек, круглый год отрезанные и от цивилизации.
Один из самых северных населенных пунктов в мире и второй после Диксона самый северный поселок в нашей стране.
Если бы мне несколько лет назад рассказали, что в таких условиях могут жить люди я бы точно не поверил. Но вот добравшись сюда во время своей зимней автомобильной экспедиции по Таймыру увидел эту жизнь своими глазам.
Жизнь на 73 градусе северной широты, совсем немногим южнее Диксона на какой-то десяток километров, на самом берегу ледяного арктического моря Лаптевых, где вот уже почти 90 лет существует национальный долганский поселок Сындасско.
Поселок удивителен тем, что в отличии от Диксона здесь живут только представители коренных малочисленных народов России - долгане. Их не так много в нашей стране, немногим более 7000 человек и почти все они проживают в восточной части Таймыра.
Но что самое невероятное, так это население поселка - сейчас здесь проживает более 500 человек, а в Диксоне около 300 человек.
Добраться сюда совсем не просто. До Хатанги отсюда около 300 километров по прямой и около полутора часов полета на вертолете, который летает раз в неделю по погоде. Других способов добраться в поселок нет.
Да и из Хатанги можно улететь раз в неделю или в Норильск или в Красноярск. Так, что путь до Сындасско может занять до нескольких недель даже авиацией.
Мы оказались здесь в гостях у главы администрации поселка - Поротовой Нины Николаевны, она нас пригласила в дом и за чашкой чая много интересного рассказала о жизни поселка.
Зимой и летом основной транспорт у местных жителей - снегоходы "Бураны". Они неплохо едут и по снегу и по зеленой тундре.
Как и во многих других таймырских поселках, жизнь здесь не проста. Большая часть жителей занята на рыбном промысле и охоте на дикого северного оленя. Когда-то было развито домашнее оленеводство, но в последние годы из-за сложностей с финансированием и дотациями перестали заниматься.
В советское время здесь был огромный оленеводческий колхоз, который постепенно развалился после распада СССР. Заниматься оленеводством без помощи государства здесь сложно и невыгодно.
Но поселок живет и развивается. Есть начальная школа-детский сад, амбулатория, магазинчик, отделение почты, сельский клуб, детская площадка и библиотека.
Да и сам поселок выглядит немаленьким, несколько улиц и с полсотни домов.
В поселке есть трактор и ДЭС(дизель - электростанция). Основная проблема поселка - отсутствие питьевой воды, ведь поселок стоит на берегу моря Лаптевых и вода здесь соленая.
За водой приходится и летом и зимой ездить на ближайшее озеро за несколько километрах вглубь тундры. Зимой колят лед, а летом просто набирают воду и про это я рассказывал в одной из предыдущих статей:
Как добывают и хранят воду жители села на Крайнем Севере? Многие бы так не смогли жить
Дома отапливают углем, который завозят летом на барже из Хатанги. Уголь сгружают на берегу залива и дальше трактором развозят по поселку к каждому дому по 10 тонн на квартиру.
В особо холодные зимы угля не хватает и тогда жители поселка вынуждены становится "углевозами" и добывать уголь на другой стороне бухты на угольной горе. Говорят, что местный уголь очень высокого качества и не уступает "котуйскому".
Тогда же на барже летом завозят и дизельное топливо на целый год для электростанции, бензин для снегоходов по 90 рублей за литр, товары длительного хранения и непродовольственные товары.
В остальное время года доставка товаров в магазин только пассажирским вертолетным рейсом и несколько раз за сезон сюда приходят грузовые машины из Якутии - забирают рыбу и дикого оленя, а привозят топливо и товары из Якутии.
Так же с вертолетом доставляют и почту, иногда она не помещается в вертолет и тогда посылки из Хатанги идут до нескольких недель.
Непроста жизнь и у местных мужчин-промысловиков. Многие из них занимаются промыслом рыбы и оленя на другом берегу Хатангского залива п-ва Таймыр и уезжают туда весной по льду, а возвращаются уже зимой когда лед снова встал.
Там у них зимовья, там они заготавливают рыбу и мясо, чтобы зимой её сдать коммерсантом в поселке.
В поселке развита и культурная жизнь. В местном сельском клубе в марте активно готовились к празднованию 75-летия победы, репетировали концерты, готовились к проведению ежегодного дня оленеводов, но увы, пандемия отменила все мероприятия.
Мобильной связи в поселке нет, как и обычной телефонной связи. Вся связь с внешним миром через спутниковый интернет от местного красноярского оператора "Искра" по разорительным тарифам.
Но благодаря национальной программе Ростелекома по обеспечению бесплатным интернетом труднодоступных поселков в нашей стране, в селе есть бесплатный интернет от государства, правда с очень низкой скоростью.
Что еще удивило, так это отношение к своим традициям и своей культуре у долган. В школе преподают родной язык - долганский, а в самом поселке жители общаются преимущественно на долганском языке. Редко такое встретишь уже в нашей многонациональной стране.
Дети после окончания начальной школы отправляются доучиваться в Хатангу, а мальчики по достижении 18 лет стремятся попасть в армию и получить профессию. Это престижно.
Некоторые поступают после школы в Институт народов Севера (ИНС) Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и получают высшее образование, чтобы позднее вернуться в родные места.
Но поселок Сындасско был не конечной точкой нашего путешествия, мы планировали забраться еще севернее. В заброшенный поселок "мыс Косистый" и загадочный поселок "Нордвик", но об этом в следующий раз
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!
#россия #деревенская жизнь #таймыр