Пожаловал вот я давеча в столицу Сибири в целях балетного, так сказать, туризма. А посмотреть здесь, поверьте, есть на что.
В этом году еще в апреле сюда должен был приехать Большой театр с гастролями, посвященными 75-летию местного театра. По всем известным причинам гастроли не состоялись, Большой в Новосибирск не приехал (хотя, поинтересовавшись у сотрудников театра, узнал, что вполне возможен вариант, что БТ приедет в следующем году, так что будем на чеку). Зато нежданно-негаданно нагрянул сюда Королевский балет Лондона в лице Натальи Осиповой, а также подтянулись солисты Михайловского театра - премьер Иван Васильев и второй солист Никита Четвериков. С последним Осиповой предстояло танцевать в балете "Жизель" Адольфа Адана.
Даже несмотря на то, что я в свое время делал достаточно подробный разбор балета «Жизель», не могу сказать, что это прямо мой любимый балет. Договориться с ним до конца как-то не получалось, но когда я посмотрел его вживую, да еще и с отличным составом в действии, все встало на свои места.
Конечно, все внимание было приковано к Наталье Осиповой, приме Королевского балета Лондона и одной из самых популярных балерин нашего времени. Здесь мне сильно повезло: когда брал билет, в составе ее имя не значилось, а то что она прилетит в Новосибирск танцевать партию Жизели, я узнал уже пост-фактум. Такие вот приятные неожиданности. Хотя, если честно, до последнего сомневался, приедет она на самом деле, или нет.
Не могу поддержать разговоры о том, что она в «ужасающей» форме. Форма, конечно, не идеальная, но и не ужасная. Здесь, скорее, работает эффект ожидания и заданной самой же танцовщицей планки. Наталья по-прежнему танцует с полной самоотдачей, непередаваемой энергетикой и харизмой (которые прошибают даже через экран, чего уж говорить о том, когда смотришь на нее вживую). Ну и, естественно, выделяется максимально проработанной партией Жизели, где отточены каждая поза и каждый нюанс в актерской игре.
Надо сказать, что несмотря на неидеальную форму, Наталья никуда не дела своих потрясающих молниеносных вращений. Так было в конце вариации 1 акта, где она сделала серию тур-пике манеж (т.е. тур-пике по кругу),
Кто не знает, как выглядит тур-пике манеж - начинается с 1:40. Это тоже из Новосибирска, только 2008 год))
так было и в сцене поклона повелительнице вилис Мирте и следующих за этим знаменитых стремительных вращений в аттитюде. Разве что сделала их меньше, чем обычно.
Здесь видно, что у Натальи по-прежнему сильные гуттаперчевые стопы, ими она работает легко и упруго. Также, как очевидец "Дон Кихота" с ней же и Иваном Васильевым двумя днями ранее, не могу не отметить, что ее прыжок за эти 2 дня чуть улучшился, стал чуть более высоким и легким. В принципе, ее гранд жете в аттитюде здесь смотрятся довольно удобоваримо. Хотя до ее же собственного уровня еще далековато. Да и сделано два гранд жете из привычных трех.
В сцене сумасшествия Жизель Осиповой прокалывает себя шпагой. Точнее, я так и не понял до конца, прокалывает или нет. В момент, когда острие пронзает ей сердце, никто даже не пытается отнять у нее шпагу. Поэтому не доведенной, так сказать, по независящим от нее причинам, до конца попыткой самоубийства, я это назвать не могу. То же самое можно увидеть в исполнении Натальи в спектаклях Королевского балета Лондона. Т.е., как я понимаю, это привезенная с собой "фишка". Хотя было бы интересно узнать от новосибирских зрителей со стажем, если они вдруг каким-то чудом попадут на эту статью, всегда ли так происходит в их "Жизели" в постановке Никиты Долгушина.
Вот этот момент в постановке Ковент-Гардена, 4:04. То же самое Осипова делала в новосибирском спектакле
Спустя еще какое-то время она хватается за сердце, а умирает, как и всегда, прибежав в объятия Альберта.
Надо отметить, что Наталья довольно реалистично отыгрывает сцену сумасшествия. Нет растрепанных волос, безумного взгляда и прочих издержек переигрывания, из-за которого зрители иногда начинают откровенно веселиться. Никаких преувеличенно стремительных движений. В общем-то, все практически по Теофилю Готье: "Жизель сходит с ума. Нет, она не распускает волосы и не бьется головой в стиле героинь мелодрамы. Это тихое помешательство, нежное и милое, как и сама девушка».
Не могу пока полностью определиться со своим отношением к танцовщику Никите Четверикову, который исполнял партию Альберта. Смотришь на него – вроде ни энергии мощной нет, ни особых эмоций, ни умопомрачительного прыжка. Смотрел всю весну и начало лета трансляции Пермского театра, где он раньше был премьером, и тоже не мог понять. Но что-то в нем все равно цепляет. Наверное, плавные, отточенные и изящные движения. Я думаю, партия графа ему очень даже подходит. Здесь, в паре с Натальей, ему удалось поймать с ней, что называется, "химию". Эмоции были, граф страдал. Никита молодец.
Школа в его исполнении также видна (а это пермская школа, читай – петербургская). Остается только пожелать ему не затеряться окончательно в труппе Михайловского театра, куда он уехал из Перми транзитом через Прагу 2,5 года назад.
Напомню, что Никита – победитель в паре с Инной Билаш второго сезона проекта «Большой балет» (разделили победу с дуэтом из Мариинки Ренатой Шакировой и Кимином Кимом), а также многолетний в прошлом премьер Пермского театра оперы и балета им. Чайковского.
Главные партии второстепенного характера достались сильным местным танцовщикам. Партию Мирты танцевала Анна Одинцова, одна из главных звезд местного театра. Отдельное спасибо за то, что ее повелительница вилис не похожа на тюремного надзирателя, как это часто интерпретируется многими танцовщицами. Танец ее был воздушным и легким. А ведь Анне далеко не 20 лет... Так держать!
Партию Лесничего (а именно так в программке именуется антипод Альберта; не Ганс и не Илларион) исполнял Михаил Лифенцев, которому выпало в двух звездных спектаклях представлять новосибирский балет во второстепенных ролях. В ДК он был Эспадой, теперь Лесничим. Справился, на мой взгляд, очень достойно.
Крестьянское па-де-де в 1 акте танцевали японцы Коя Окава и Мидори Терада. Это, кстати, тоже участники Большого балета-2016. Станцевали чистенько, аккуратно, вызвали продолжительные аплодисменты и пару возгласов "Браво".
Какие особенности постановки удалось схватить с ходу?
Во втором акте бросается в глаза момент, когда Жизель вместе с Альбертом взывают к небесам. Альберт уже отошел от креста, и спасти его от вилис теперь может только рассвет (который, к слову, начинается в новосибирской постановке с четырехкратным боем курантов, т.е. в 4 часа утра), поэтому ничего не остается, кроме как уповать на небеса. Не знаю, является ли это особенностью Долгушинской постановки, но то, что именно так постоянно отыгрывает Осипова, факт известный. Вместе с ней отыгрывал еще и Четвериков.
Финал был решен Никитой Долгушиным своеобразно. Жизель отходит от Альберта за его спиной, тот даже не смотрит на нее. Далее Жизель то ли уходит под землю, то ли зарастает цветами, то ли и то, и другое. Могила, при этом, находится как всегда слева. В чем смысл такого финала, не совсем понятно. По логике, или Альберт должен уносит Жизель на холмик, где она зарастает травой (таков был финал оригинальной Парижской постановки), либо она, как и все вилисы, должна возвращаться в могилу.
На 0:20 забавный эпизод. Жизель вроде тянет к Альберту руку, но как только он приближается, отдергивает ее, сгибая в локте. Видимо, тоже фишка Осиповой. А может, Наталья заметила край конструкции могилы и в спешке отдернула руку...
Далее Альберт припадает к могиле (которая с крестом слева), рыдая. Звучит бравурная музыка. Финиш.
Видео поклонов, если кому интересно
Говоря в общем, спектакль понравился. Тому несколько причин: Наталья Осипова, прекрасный и огромный театр, удачный, на мой взгляд, состав - все сложилось воедино. Да и на Никиту Четверикова после всех пермских трансляций было интересно посмотреть живьем. Надеюсь в скором времени вновь вернуться в столицу Сибири (хотя я еще никуда и не уезжал. Впереди очередное пиршество танца - "Драгоценности" Джорджа Баланчина, ради которых я изначально и ехал). Вполне возможно, что впереди на этом, не тронутом пока ковидом островке балета, будет еще не один звездный спектакль.
Что касается Натальи, то у нее все хорошо. На предложение кого-то из поклонников поселиться в России, ответила, что уже обжилась в Лондоне: дом, почти муж Джейсон Киттельбергер, собаки... Не помогло даже заверение в том, что в Сибири-то собаки лучше)
Все хорошо, за исключением танцевальной практики, за которой, собственно, она в Россию и приехала (а чего Вадима Мунтагирова с собой не привезла?). Говорит, что не могла ограничиваться просто экзерсисом, соскучилась по танцу и очень хотела выйти на сцену (в "Жизели" в частности). Вполне может быть, что постольку, поскольку в Лондоне Ковент-Гарден и не думал пока открываться (и в ближайшее время точно не откроется), то Наталья пока поколесит по родным просторам. Обретет прежнюю форму (или хотя бы близкую к тому) и порадует еще не раз российских поклонников. Некоторые из которых, к слову, приехали в столицу Сибири из Санкт-Петербурга (а может и еще откуда) ради того, чтобы лицезреть своего кумира в действии. А была даже женщина с Хабаровска.
Ну и если кто-нибудь был на этом спектакле (а также ДК с Иваном Васильевым) и каким-то образом набредет на эту статью - отзовитесь! Как впечатления?
Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.