В последнее время не только в России, но и во всем мире инклюзия чаще всего ассоциируется с совместным обучением детей с инвалидностью и без неё. О том, что такая трактовка сильно сужает это понятие, напомнил IV Международный инклюзивный фестиваль, который проводит Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Тема нынешнего года – «В присутствии всех», и, хотя фестиваль проходит «вживую», практически все его мероприятия транслируются на Фейсбуке в аккаунте «Пушкинский для всех». Затем там же выкладываются видеозаписи трансляций, так что посмотреть, что именно происходит на фестивале, может действительно любой. И это, на мой взгляд, – тоже элемент инклюзии, включения всех желающих в общий процесс.
А интересного на фестивале немало. Помимо множества разнообразных дискуссий (полную программу можно посмотреть здесь) ежедневно проходят экскурсии и мастер-классы, учитывающие особенности различных людей.
Во время дискуссии «Границы перформанса. Визуальные искусства и театр» молодой режиссёр, основатель независимого театра Lusores (Санкт-Петербург, Россия) Александр Савчук из Санкт-Петербурга рассказал, зачем нужно ставить спектакли по текстам, не предназначенным для сцены, например, по философским трактатам Канта. «Такой текст требует других подходов, это обновляет театр»,– уверен он. Его коллега из Финляндии Джонна Страндберг, главный куратор театрального искусства в Музее современного искусства Киасма рассказала, как перформансы труппы Киасма, в которой работают люди с инвалидностью, помогают привлечь внимание зрителей к произведениям современного искусства.
Об обновлении языка искусства зашла речь и на открытой репетиции спектакля «Здесь больше, чем просто селедка» творческого объединения «Инклюзион». Его режиссер Туфан Имамутдинов, номинант премии «Золотая маска» 2020 года, уверен: «У людей с особенностями развития другой язык, другая выразительность тела. Они могут погрузить нас, зрителей, в другой мир, и это – их сильная сторона. Для меня важно найти у каждого артиста с особенностями тот инструмент, которым не обладает обычный драматический артист». В его спектакле, поставленном по мотивам картины Питера Брейгеля «Фламандские пословицы» (она же – «Нидерландские пословицы», она же – «Мир вверх тормашками») заняты только люди с нарушениями зрения и слуха, в том числе – слепоглухие. Режиссёр считает, что помощь обычных, профессиональных артистов им не требуется. Кстати, название спектакля расшифровывается так: "Тут что-то большее, чем видно на первый взгляд". Его премьера состоится в начале ноября в Центре имени Мейерхольда.
За неполные двое суток запись репетиции просмотрело более 8 тысяч человек, записи дискуссий собрали сотни просмотров. На следующей неделе фестиваль продолжится. Присоединяйтесь!