В последнее время часто упоминаю об этой дораме в своих статьях, потому как есть несколько моментов, которые меня приятно удивили. А теперь, когда все серии вышли, решила поделиться своими мыслями по поводу этой истории. Если еще не смотрели, то посмотрите, потому как возможны спойлеры и некоторые моменты на пальцах не объяснишь. (Лучше читать статью после просмотра.)
Ребятки, мессенджер у меня почему-то не работает, поэтому, если хотите пообщаться лично, стучитесь сюда: singularia555@gmail.com (а я вам открою)
Начну с очевидного. Название дорамы многим показалось знакомым, так как есть роман с таким же названием, написанный Франсуазой Саган в 1959 году. Книгу я не читала, поэтому никаких параллелей проводить не буду, но, скорее всего, эти истории мало что связывает. И в названии отсылка не к роману французской писательницы, а к некоторым фактам из биографии композитора. Об этом рассказывается в дораме.
Лакмусовая бумажка
Для меня лакмусовой бумажкой, с помощью которой можно определить качество дорамы, является послевкусие. То, что остается со мной после титров (кстати, изначально планировала так назвать канал), совокупность всех эмоций и ощущений, которые вызвала история. Разочарование, горечь, грусть, радость, надежда... И второй момент: захочу ли я пересмотреть со временем эту дораму? С этой дорамой у меня не связано каких-то особенных переживаний или потрясений, все было ровно и спокойно. Даже послевкусие невразумительное, нейтральное. И не сказать, что дорама плохая, может, просто не моя...
А мы мечтали...
Я решила разделить статью на два больших блока, чтобы легче было разобраться с моими впечатлениями. Я не буду советовать вам ее или отговаривать от просмотра, просто опишу, что меня зацепило, а что прошло мимо. Первый блок посвящен небанальной истории о мечтах.
Какими мы привыкли видеть подобные истории? Это всегда (за редким исключением) истории успеха. Да, с драмами, лишениями, слезами, потом и кровью, но успеха. То есть в конце герой или героиня побеждают, их труд и старания вознаграждаются. А бывает ведь по-другому, однако это только в жизни, на экране мы такое не любим видеть. Мне приходила в голову мысль: а если показать персонажа, который не может осуществить мечту, несмотря на все старания? Ведь очень интересно было бы понаблюдать за его жизнью. Путь к мечте, который становится непреодолимым, даже если "не опускать руки", "прикладывать максимум усилий", "выходить из зоны комфорта" и прочее, прочее, прочее. И тут появляется эта дорама, которая для меня стала приятным сюрпризом и глотком свежего воздуха среди мотивационной шелухи (не знаю, как иначе назвать, хоть и звучит не очень).
Куда ни плюнь - мотивационные книги, речи, цитаты, уроки, лозунги. И то, что изначально было нужно, чтобы подбодрить, стимулировать, вселить надежду превратилось в культ какой-то. Хотя, впрочем, так оно обычно и бывает, когда хорошие идеи становятся инструментом для заработка и массовым продуктом.
Об этом я немного порассуждала в другой статье.
Героиня - Чхэ Сона - грезит игрой на скрипке. Она уже взрослая барышня, которая окончила университет, но вместо того, чтобы пойти работать в какую-то фирму, как ее старшая сестра, внезапно решает учиться игре на скрипке. Она усердно учится и пытается поступить в престижный музыкальный колледж. И это ей удается (терпение и труд - сами знаете). Она думает, что вытянула золотой билет, и теперь сможет получить место в оркестре и стать выдающейся скрипачкой. Но нет! Все преподаватели хором заявляют, что таланта у нее нет. И даже несмотря на то, что она старается, репетирует до изнеможения, ничего не получается.
Стоит отметить ее упорство и целеустремленность. Теперь я поняла смысл фразы своего преподавателя: "В мире намного больше сдавшихся, чем проигравших". Сона - в меньшинстве, она из "проигравших". Но невозможно не уважать ее за это. Таких людей мало, что неудивительно. Я сама бы сдалась на месте героини и пошла бы плакать себе в уголок и жалеть себя. Все эти перешептывания за спиной, отношение преподавателей, взгляд на действительно одаренных одногруппников - ну кто бы смог вынести столько всего и не сдаться?..
В конце не случилось чуда: героиня не стала первой скрипкой мира. Напротив, она приняла для себя тяжелое решение - оставить игру на скрипке. Но как красиво она попрощалась с мечтой, достойно я бы сказала. Последний раз вышла на сцену и сыграла на своем выпускном экзамене. Для меня это очень показательный момент, потому что было столько ситуаций, которые я примеряла на себя и думала, что на месте героини разбила бы уже скрипку либо о стену, либо кому-то об голову. Сценаристка наделила своего персонажа просто ангельским терпением и человеколюбием. Хотя, в принципе, если бы героиня не была такой, история бы так не привлекла мое внимание.
История мечты Пак Джун Ёна не менее драматична. Он как раз счастливчик - всю жизнь занимался любимым делом и достиг определенных высот. Необычайно талантливый пианист, которому не повезло. Не повезло родиться в такой семье, которая тянула из него деньги и даже не интересовалась его состоянием. Не повезло с учителем, который оказывал на него психологическое давление и присваивал себе чужие заслуги. Не повезло стать частью любовного треугольника и разрываться между долгом, дружбой и симпатией. С малых лет он участвовал в многочисленных музыкальных конкурсах, которые отбили желание вообще играть на пианино. У Джун Ёна случилось эмоциональное выгорание, поэтому он возвращается в Корею и берет творческий отпуск. Герой пытается понять, чего ему хочется на самом деле и должен ли он продолжать заниматься некогда любимым делом. Когда-то светлая мечта превратилась в ярмо на шее.
Героиня и герой оказались на распутье. Отказаться от мечты или продолжить борьбу? Изменить вектор или продолжить ломать стену? И как стать в таких условиях счастливыми? Показательно то, что каждый варится в своих переживаниях и остается глух к другому. Потому что они бы с удовольствием поменялись местами. Как и в жизни, выслушивая чьи-то проблемы, которые кажутся нам незначительными, мы вздыхаем "эх, мне бы твои проблемы". Героиня готова отдать многое, чтобы быть настолько талантливой. Герой отдал бы многое, чтобы играть на пианино без тяжелого груза ответственности, который идет в нагрузку к таланту. Но они имеют то, что имеют... И с этим надо что-то делать.
Любовь как обязательное условие/приложение
Есть истории, в которых присутствуют обязательные компоненты, и это бросается в глаза. Такое ощущение, что ты наблюдаешь за тем, что происходит за кадром, а не проникаешься историей. Здесь такой была любовная линия. Я будто на съемочной площадке побывала, где на заднем плане режиссер командует актерам, как встать, как лучше произнести фразу и сколько секунд должен длиться поцелуй. Все казалось вынужденным и сугубо рабочим процессом. Да, между актерами - это нормально. Но не между героями - их-то отношения должны выглядеть натурально и естественно. Это тот случай, когда не пара не состоялась, а романтическая история в принципе.
Я знаю и понимаю, что отношения между влюбленными бывают разные. Не все сюсюкают или целуются каждые пять минут. Но в этой истории эти двое были похожи на пару в нескольких моментах за всю дораму. В остальном больше походили на друзей. Да, бровуманс хороший получился (не знаю термина, которым можно назвать такие вот дружеские платонические отношения). Они даже не доверяли друг другу на сто процентов, не пытались поделиться своими переживания. Понимаю, что сценаристка хотела показать, что у них такие характеры и так они проявляют заботу. Однако я не прониклась. Смысл в отношениях, где вы даже поговорить по душам не можете и боитесь показать свою неприглядную сторону?
Кстати, такое часто встречаю в дорамах. И недоумеваю: почему бы не поговорить с любимым человеком? Разумеется, есть моменты, когда ты не можешь рассказать о чем-то. Но Джун Ён и Сона предпочитали отмалчиваться и делать вид, что все отлично, большую часть времени. То ли это особый вид мазохизма, то ли я чего-то не понимаю. Ну ладно еще в начале отношений, и то они изначально потянулись друг к другу из-за своих личных драм, увидев в другом родственную душу. Во второй половине дорамы, когда они сидели рядышком и вздыхали каждый о своем, через силу выдавливая улыбки, у меня глаз начал дергаться. Ладно, я принимаю такой формат, если изначально у них не было серьезных намерений в отношении друг друга, но нет же - нам подают это под соусом великой любви.
Яркий пример: в конце дорамы есть сцена, когда герои пошли в кафе поесть токпокки. Героине нравится острое токпокки, а герою, по-видимому, нет. Он хочет заказать острое для них двоих, но героиня к 16 серии наконец-то научилась читать выражение лица своего возлюбленного, поэтому клещами вытаскивает из него признание, что ему не нравится острое. Заказать два разных блюда, исходя из своих предпочтений? Ха, это для слабаков! Этот вроде бы незначительный эпизод сразу дает понять, что представляет из себя пара. Скажу грубую вещь: если ты боишься показаться слабым, ранимым рядом с любимым человеком, поэтому никогда не делишься ничем и делаешь вид, что все в порядке - то нафига тебе вообще отношения нужны, ты же вроде и сам отлично справляешься. Я не имею в виду, что всегда надо грузить свою вторую половинку, сваливать на нее свои проблемы, но делиться и плохим, и хорошим - это ведь нормально в серьезных отношениях, нет?
Из-за того, что герои не могли просто поговорить и объясниться возникало много конфликтов и домыслов. Необоснованная ревность героини, которая проистекала из ее неуверенности в себе и своих силах. У ее любимого мир рушится, а она ревнует его к подруге. Потому что герой не хотел ее беспокоить и ничего не прояснил. И так возник этот снежный ком из непонимания, обид и разочарований. По сути каждый жалил сам себя, но доставалось другому.
Мне показалось, что эти двое просто были не готовы к великой любви и серьезным отношениям. У них в жизни был переломный момент, они слишком погружены в свои волнения и поиск дальнейшего пути, что не осталось ни времени, ни сил уделять внимание другому человеку. Предыдущие их "любови" особых хлопот не доставляли - они просто вздыхали в сторонке, не предпринимая никаких попыток вывести отношения на новый уровень. Им это даже по-своему нравилось, видимо, поэтому, когда дело дошло до реальных отношений со взаимной любовью, все пошло наперекосяк. Вздыхать, жалеть себя и грезить о несбыточном всегда проще, чем пытаться построить крепкие и здоровые отношения.
В конце героиня сказала, что несмотря на ту боль, что причинил ей герой, она выбирает быть с ним. Тут у меня пригорело. Ну какая боль? Боль вы каждый причинили себе самостоятельно, когда не могли поговорить по-человечески. Какое будущее у таких отношений? Усвоили герои урок? Получился ли хэппи-энд? Что ж, каждый зритель сам ответит на эти вопросы. Но я не особо верю, что их ждет совместное светлое будущее с таким послужным списком.
Что вам понравилось, а что разочаровало в этой дораме?
Групповой чат для обсуждения онгоингов (добавляйтесь и делитесь впечатлениями)