Недавно я рассказал о параболических летающих крыльях советского изобретателя Черановского. Сейчас речь пойдет о другом изобретателе - В.С.Вахмистрове. Он закончил Военно-воздушную академию и работал инженером в НИИ ВВС. В 1931 г. Вахмистров выдвинул идею создания самолета-авианосца. В США и Европе экспериментировали с запуском самолетов с дирижаблей. У самолета в качестве авианосца был ряд преимуществ: он подвижный, занимает меньше места и не является такой идеальной мишенью. Конечно, грузоподъемность самолета несравнимо меньше. Вахмистров выбрал самый мощный самолет, который был тогда в СССР - тяжелый двухмоторный бомбардировщик ТБ-1. Был еще четырехмоторный ТБ-3, но тогда он находился только в стадии испытаний. ТБ-1 мог поднять в воздух 2 истребителя И-4. Это были наиболее прочные истребители в составе ВВС - они были единственными, сделанными полностью из металла.
Истребители, закрепленные на ТБ-1, предполагалось использовать тогда, когда, отлетев далеко, бомбардировщик останется без прикрытия. Дело в том, что дальность полета ТБ-1 была гораздо больше, чем у небольших истребителей. Они не могли сопровождать его до дальней цели. Тогда, по задумке Вахмистрова, в дело должны было вступить И-5, которые нес на себе бомбардировщик. По его расчетам, радиус действия И-4, запускаемых с самолета-носителя, увеличивался вдвое. В частности, обдумывался налет бомбардировщиков на Варшаву.
Летающие авианосцы могли бы помочь в отражении массированных налетов вражеских бомбардировщиков, встречая их вдалеке от объекта. В перспективе Вахмистров видел и доставку самолетами не только истребителей, но и крупных управляемых крылатых бомб, которые взрывались бы по команде пилота самолета-носителя.
Сначала сцепка бомбардировщика-носителя и истребителей называлась «самолетом-звеном Вахмистрова», сокращенно - СЗВ. Позже этот тип «летающего авианосца» стал известен как «Звено-1».
Предварительный проект представили на рассмотрение Управления ВВС. Там его одобрили. Начальник ВВС Я.И. Алкснис распорядился работу продолжить. Поддержку Вахмистрову оказал и М.Н. Тухачевский, курировавший тогда новое вооружение РККА. Вахмистров получил авторское свидетельство на СЗВ как его изобретатель.
Первый полет «Звена-1» состоялся 3 декабря 1931 г. в Монино. Сам Вахмистров в кабине стрелков и мог только наблюдать за процессом. Истребители отделились на высоте 1000 м. Несмотря на небольшую накладку с отделением правого истребителя, испытание прошло успешно, заслужив высокую оценку руководства. Учитывая опыт первого старта, в "Звено" внесли необходимые изменения и продолжили испытания. В июне 1932 г. провели учебный налет на Киев со сбросом 1000 кг бомб на полигоне.
В 1932 г. было принято решение о выпуске небольшой серии СЗВ для войсковых испытаний. Головной комплект, включавший ТБ-1 (шоссе которого было усилено) и два И-4 был готов к июню 1933 г. Всего выполнили пять полетов. В ходе испытаний также проводили подготовку строевых летчиков, которым предстояло эксплуатировать «звенья». Общий вывод отчета об испытаниях гласил: «...вполне годен к эксплуатации в строевых частях ВВС РККА». Но «Звено-1» на вооружение не поступило. Причиной стало желание начальника ВВС Я.И. Алксниса ввести в строй новую модификацию И-5. Вахмистров быстро представил проект «Звено-1a». Имевшийся в НИИ ВВС носитель переделали под пару новых И-5. Уже в сентябре состоялся первый полет.
Управление ВВС распорядилось оборудовать подобным образом шесть комплектов «Звена-1а» и направить их в 1-ю авиабригаду. Строевые летчики быстро освоили «Звено-1a». Однако в бригаде постоянно жаловались на необходимость постройки громоздких накатов и потребность в большом количестве людей для установки истребителей на крыло. Тем не менее, 11 августа совершили даже групповой полет трех «звеньев». Комплекты «Звено-1a» эксплуатировались в 1-й авиабригаде до марта 1935 г., когда официально закончились войсковые испытания.
Но на вооружении уже появился новый носитель, более мощный, чем ТБ-1 - четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3. Вахмистров придумал несколько вариантов его использования и изобретатель остановился на следующем: два И-5 на крыле и один - на фюзеляже, за кабиной летчиков. Этот проект был назван «Звено-2».
Вариациями его являлись «Звено-2а» (с двумя И-5 на крыле) и «Звено-2б» (только с одним на фюзеляже). Сложным делом оказалось затаскивать истребители на носитель (ТБ-3 выше, чем ТБ-1). Потом для этого приспособили трактор, люди только помогали. Испытания прошли в сентябре-октябре 1933 г. Результаты их признали успешными и собирались разместить "звенья" на Дальнем Востоке, чтобы они помогали наносить бомбовые удары по целям в Маньчжурии и Корее. Но вскоре Вахмистрову снова пришлось переделывать "звено" - на смену И-5 пришли новые истребители. Речь шла о И-Зет конструкции Д.П. Григоровича. Их крепление Вахмистров уже рассматривал в ходе создания "Звена-2". Но первый же полет "Звена-3" закончился катастрофой, погиб пилот истребителя. Хотя и авария произошла не из-за технической неисправности, а из-за ошибки погибшего пилота, проект закрыли.
Суть проекта «Звено-4» осталась неизвестной для исследователей. А «Звено-5» представляло из себя один И-Зет под фюзеляжем ТБ-3 с возможностью подцепки и отцепки в воздухе. Истребитель подвешивался на ферме-трапеции, которая перемещалась «вверх-вниз» на лебедке. Процесс подцепки был сложным; но для Вахмистрова это был лишь переходный, подготовительный этап в осуществлении большого замысла - создания «авиаматки ПВО» - мобильной базы истребителей-перехватчиков. Она, подойдя к району атаки, должна была выпустить истребители, а потом принимать их для дозаправки.
Следующий проект Вахмистрова получил название «Звено-6». В нем подвешивались 2 истребителя -моноплана И-16. Испытания «Звена-6» прошли в 1935 г. Хотели было создать бригаду... но этих самолетов уже не производили, а изымать из частей не стали. А самого Вахмистрова перебрасывали с одного места работы на другое...Так что как-то не вышло.
Потом он создал «Звено-7», где на носителе базировались 5 истребителей. Но развития оно на получило. Используя схему «Звена-6», две организации - КБ-21 и ленинградское Остехбюро - пытались реализовать идею Вахмистрова о создании радиоуправляемых самолетов-бомб. Но работы эти проверяющая комиссия забраковала. Не прошел и проект, в котором 3,5 тонны взрывчатки грузилось в носитель ТБ-3, а управлял им пилот из закрепленного сверху КР-9. Зато весьма плодотворным оказалось предложение использовать «звено» для доставки небольших пикирующих бомбардировщиков. Проект в итоге назвали «Звено- СПБ» или просто СПБ - «составной пикирующий бомбардировщик». Носителем являлся ТБ-3 последней модификации. «Звено-СПБ» успешно прошло государственные испытания в 1938 г. Систему приняли на вооружение морской авиации.
У Вахмистрова было еще много проектов, самым грандиозным из которых был воздушный авианосец-моноплан параболоидной формы. Лифты должны были поднимать самолеты на поверхность крыла, откуда те могли взлетать. Авианосец должен был нести не только истребители, но и легкие двухмоторные бомбардировщики. Проект был недостаточно проработан и безумно дорог, так что никогда толком не рассматривался.
Гораздо более реалистичными были проекты истребителей. И-3 Вахмистрова был небольшим, взлетающим с самолета - носителя истребителем, вообще не имеющим шасси. Для аварийной посадки была предусмотрена лыжа, как у планера. В конце 1934 г. даже начали делать пробный экземпляр, но в 1935 г. работы остановили, а недостроенный самолет списали. Только в проекте остался истребитель-перехватчик ССИ-3, который должен был стартовать с подвески на ТБ-3.
Мои поседние публикации:
Беспилотники микроскопических размеров
Самолеты-параболы Черановского
Итальянский гибрид катера и танка
Советские истребители в США Ч.2 Учебные бои
Советские истребители в США Ч.1 Как они там появлялись