Мина Кумари, урождённая Маджабин Бано (1 августа 1933 — 31 марта 1972г.) была знаменитой актрисой периода «золотого века» индийского кино, снимавшейся в фильмах Болливуда и поэтессой. Журналисты и зрители называли её «королевой трагедии» за её способность невероятно эмоционально, глубоко, искренне и сильно передавать чувства своих героинь в драматических ролях. Критики называли её не иначе как «несравненной актрисой». За 33 года своей кинокарьеры (с 1939 по 1972гг.) она снялась примерно в 92 фильмах.
В Золотой фонд истории индийского кино навсегда войдут её роли в фильмах:
- Куртизанка / Pakeezah / Камал Амрохи / 1972
- Ищу тебя / Mere Apne / Гульзар / 1971
- Арти / Aarti / Пхани Маджумдар / 1962
- Байджу Бавра / Baiju Bawra / Виджай Бхатт / 1952,
- Замужняя женщина/ Parineeta/ Бимал Рой/1953г.
- Я отдала сердце тому, кто принадлежит другой / Dil Apna Aur Preet Parai / Кишор Саху / 1960
Она была удостоена четырёх премий Filmfare Awards в категории «Лучшая исполнительница главной женской роли» и трёх премий Бенгальской ассоциации киножурналистов за «Лучшую женскую роль». На 10 церемонии вручения Filmfare Awards в 1963 году она получила все три номинации из трёх возможных за «Лучшую женскую роль» И выиграла её за воплощение образа младшей невестки в фильме Гуру Датта «Господин, госпожа и слуга».
Родилась маленькая Маджабин (будущая Мина Кумари) 1 августа 1933 года в мусульманской семье Али Букса и Икбал Бегум — бедных театральных артистов. Рождение второй дочери было большим разочарованием для Али Букса, он хотел сына, который бы вырос кормильцем. Отец даже решил оставить новорожденную девочку на ступеньках сиротского приюта. Но через несколько часов передумал и забрал малышку, за которой так никто и не вышел и по которой уже ползали муравьи. Махджабин была бы и рада ходить в школу, как все нормальные дети, но отец решил, что она должна помогать семье и зарабатывать. Девочку отдали на работу в киностудию в возрасте 4-х лет. Её первый фильм Кожаное лицо/Leatherface Виджая Бхатта 1939 года. За работу в нём ей заплатили 25 рупий, что сделало маленькую девочку кормилицей семьи. Впоследствии Мина Кумари очень гордилась данным обстоятельством.
Конечно, Маджабин в конце концов зачислили в школу. Но она почти туда не ходила. Работа на киностудиях не оставляла ей времени для учёбы. Но назвать актрису необразованной просто язык не поворачивается, впоследствии она брала частные уроки по разным дисциплинам. Очень много читала и занималась самообразованием. Больше всего её интересовала литература. Она отлично знала урду, английский и хинди. Девочку даже прозвали «Читающей Маджабин», так как на съёмочную площадку она приходила с книжками в руках и все перерывы посвящала чтению. Первые два года она снималась только у Виджая Бхатта, который переименовал её в «Малышку Мину».
Первую главную и фактически взрослую роль уже в качестве именно Мины Кумари она получила в возрасте 13 лет в фильме Bachchon Ka Khel 1946г. режиссёра Раджа Нене. Критики похвалили её выступление и назвали многообещающей актрисой, не смотря на то, что сам фильм вышел совершенно обычным для своего времени. Доходы Мины позволили её семье переехать в новый дом в Бандре, а через год девушка пережила первый серьёзный удар. Она потеряла свою мать — Икбал Бегум 25 марта 1947 года, которая умерла от рака лёгких. В 40-х годах Мина снималась в фильмах преимущественно мифологического жанра с несколькими звёздами кино одновременно. И её выступления не особенно запоминались зрителям.
Девушка отчаянно нуждалась в прорывной роли. И такую возможность она получила с мюзиклом «Байджу Бавра» своего наставника Виджая Бхатта, вышедшем на экраны в 1952 году. Роль Гаури — простой дочери деревенского лодочника в нём прославила Мину Кумари. Фильм стал мегахитом своего времени и очень понравился критикам. За него девушка получила свою первую награду Filmfare Awards в возрасте 19 лет. Известность дала ей возможность выбирать роли и сниматься в фильмах лучших кинодеятелей своего времени: Бимала Роя, Гуру Датта, Б.Р. Чопры, Хришикеша Мукхерджи, Гульзара, Камала Амрохи.
Но Мина также пробовала себя и в качестве закадровой певицы, особенно в детстве и юности. Последний раз она пела для фильма Pakeezah/Куртизанка. Однако песня не вошла в сам фильм и была выпущена позднее, уже после смерти актрисы в 1977 году в составе отдельного музыкального альбома - Pakeezah Rang Ba Rang. Мина также была поэтессой, писавшей на урду под в псевдонимом Нааз. Поэзия стала для неё средством дистанцирования от своего публичного образа. В ней она даже критиковала киноиндустрию. Поэтому её стихи рассказывают читателям о Болливуде не меньше, чем о ней самой. Первый альбом её стихов вышел в 1971 году под названием «Пишу, читаю» и переиздан в 2006 году. Второй сборник стихов «Одинокая луна» был составлен и опубликован Гульзаром уже после смерти Мины в 1972 году. А третий - «Жизнь за пределами кино» с неизвестными до того стихами вышел аж в 2014-м году.
Однажды в 1951 году на съёмках фильма Tamasha партнёр по съёмкам — Ашок Кумар представил Мину Кумари своему другу — режиссёру Камалу Амрохи, на тот момент уже весьма известному благодаря своему кинохиту Особняк / Mahal. Он предложил девушке роль в своём новом фильме «Анаркали» (который, к сожалению, так никогда и не был снят). Контракт был подписан в марте, а в мае того же года Мина Кумари попала в автомобильную аварию. Её госпитализировали с травмой левой руки. В больнице у актрисы начались приступы депрессии. Камал стал навещать её, а когда не было возможности приехать — писал письма, Мина отвечала ему. В больнице она провела 4 месяца, за которые духовно сблизилась с режиссёром, и они полюбили друг друга.
Эта авария оставила её с изуродованным левым мизинцем, и во время съёмок она обычно прикрывала его краем сари или дупатой. После выписки из больницы Мина стала каждую ночь подолгу разговаривать с Камалом по телефону. И 14 февраля 1952 года 18-летняя Мина Кумари и 34-летний Камал Амрохи тайно поженились на простой мусульманской церемонии в присутствии кади и младшей сестры новобрачной - Мадху. Камал уже был женат и имел трёх детей, актриса стала его второй женой. Жить молодые стали порознь ради сохранения секрета.
Через несколько месяцев новость о браке стала известна отцу Мины, Али Буксу от его повара, подслушавшего ночные телефонные разговоры. Отец потребовал развода. Мина отказалась. Но осталась жить у отца. Между тем Камал Амрохи задумал снять Daera/ "Замкнутый круг" с Миной в главной роли. Али Букс запретил дочери сниматься у мужа на том основании, что даты были обещаны Мехбубу Кхану для его фильма. Актриса сделала вид, что подчинилась отцу но на 5-й день съёмок у Мехбуба повздорила с ним и покинула его студию, после приступила к съёмкам у мужа. Узнавший обо всём Али Букс отказался впустить дочь в дом, Мина же приказала развернуть машину и уехала в резиденцию супруга.
Камал Амрохи позволял своей жене сниматься у других режиссёров при условии, что в её гримёрку не будут пускать мужчин, за исключением личного визажиста, и она должна была возвращаться домой не позднее 18.30. Мина согласилась со всеми условиями, но со временем стала их нарушать. Ревнующий муж даже приставил к актрисе шпиона. Как-то на одном из приёмов Мину с супругом представили со словами: «Это известная актриса Мина Кумари, а это её муж Камал Амрохи» На что муж ответил, не выдержав «Нет, я — Камал Амрохи, а это — моя жена, известная актриса Мина Кумари». И покинул зал.
В прессе того времени писали, что Мина подвергалась физическому насилию в браке, но Камал всегда отрицал эти обвинения. Никто не знает доподлинно, что происходило между супругами, но актрису после встреч с мужем многократно заставали горько плачущую. Последней каплей в их отношения стало то, что Мина позволила своему другу Гульзару войти в её гримёрную, и это увидел помощник Камала, который по словам Мины не просто устроил скандал, но ударил актрису. После этого супруги перестали общаться и разъехались. Они расстались в 1964, но формально так и не развелись. Впоследствии Камал вспоминал, что «Мина была хорошей актрисой, но не хорошей женой и продолжала играть даже дома».
Мина и раньше страдала бессонницей. А после расставания с мужем заснуть вовсе не могла. Её врач, Саид Тимурза прописал ей небольшую порцию бренди в качестве альтернативы снотворному. Актриса быстро привыкла к алкоголю и у неё развилась пагубная зависимость. У Мины, бывшей на тот момент на пике своей славы и карьеры было очень много поклонников, некоторым из которых она отвечала взаимностью. Самым известным был её роман с Дхармендрой, который по слухам длился около трёх лет, а по свидетельству близких друзей — не более 6 месяцев. Благодаря этой связи со знаменитой и гораздо более талантливой Миной, ещё мало кому известный начинающий актёр Дхармендра прославился, да и играть научился. Можно сказать, что Мина сделал из ладного но простоватого и грубоватого юноши восходящую звезду.
В 1968 году Мине поставили диагноз цирроз печени. Актриса стала слаба и сильно похудела. Летом того же года она лечилась в Лондоне и Швейцарии. А в сентябре вернулась в Индию и буквально всего через 5 дней вопреки указания врачей приступила к съёмкам своего очередного фильма. В результате Мина хотя и бросила пить, но не выздоровела. К началу 70-х актрисе пришлось перейти на характерные роли второго плана из-за того, что болезнь сказалась на её внешности. И всё-таки она сыграла свою последнюю главную роль в вышедшем буквально за месяц с лишним до её смерти в 1972 году легендарном Pakeezah. Это был фильм её мужа - Камала Амрохи.
Мина Кумари — легендарная кинозвезда, одна из самых ярких в истории индийского кино. Считается, что она никогда не использовала глицерин, для того, чтобы вызвать слёзы перед камерой, но плакала по-настоящему. На пике своей карьеры Мина была самой высокооплачиваемой актрисой своего поколения и первой купила дорогой престижный автомобиль. Она была настолько влиятельной в киноиндустрии, что могла создавать и низвергать звёзды. Она становилась опекуном и наставником начинающих актёров в том числе и таких как Раджендра Кумар и Сунил Датт. Она буквально запустила актёрскую карьеру Дхармендры. Это была прирождённая актриса. Она вкладывала в своих персонажей всё своё сердце, и неудивительно, что её эмоциональные образы помнят до сих пор.
(с) Падмини (Анна Воронова)