Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6
Памятник науки и техники (ПНТ) ‒ это материальный объект, прямо или косвенно связанный с основными этапами развития науки и техники, требующий в соответствии со своей социальной и научной значимостью сохранения и использования в общей системе культуры.
В Центральном музее ВВС в Монино по состоянию на 2020 г. представлено 90 ПНТ.
В 2019 г. к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:
79. Бомбардировщик 3МД
Первый в СССР реактивный стратегический бомбардировщик М-4 разработан в 1948-54 гг. под руководством В.М. Мясищева. К 1956 г. появилась новая версия самолёта ‒ 3М, с увеличенной до 12 тыс. км дальностью полёта, более совершенным оборудованием и улучшенной аэродинамикой. В 1960 г. на вооружение ВВС поступили самолёты модификации 3МД с двигателями ВД-7Б. Самолёт 3МД 30-красный (зав. № 0301804) построен в 1960 г. на московском заводе № 23. В 1986 г. экипаж майора В. Сироткина перегнал самолёт из Энгельса в Музей ВВС.
80. Истребитель Ла-15
Фронтовой истребитель Ла-15 создан в ОКБ-301 под руководством С. А. Лавочкина. Первый прототип совершил полёт в январе 1948 г. Выпущено 235 серийных машин, находившихся на вооружении ВВС и ПВО в 1949-54 гг. Музейный Ла-15 с зав. № 52210212 был изготовлен в Горьком на заводе № 21 в апреле 1949 г. Поступил в строевую часть, но уже в июне того же года передан в НИИ ВВС для испытаний на прочность. На самолёте выполнено 38 полётов, налёт составил 29 ч. 48 мин. С мая 1950 г. использовался для учебных целей в ВВИА им. Н.Е. Жуковского, в 1954 г. поступил в ЦДА им. М.В. Фрунзе, откуда в конце 1958 г. передан в Музей ВВС.
81. Истребитель-штурмовик МиГ-15бис ИШ
Опытный истребитель-штурмовик на базе МиГ-15бис разработан в 1958-59 гг. в НИИ ЭРАТ ВВС инициативной группой под руководством инженерам. С Малкова. Под крылом разместили два дополнительных отклоняемых вниз на угол до 15° пилона под блоки НУРС или бомбы. Было построено три опытныхэкземпляра. Испытания проводились в 1959-60 гг., а по их окончанию в 1961 г. один из самолётов (зав. № 2115368) передали в Музей ВВС.
82. Экспериментальный самолёт МиГ-21И
Экспериментальный самолёт МиГ-21И создан в в КБ А.И. Микояна для экспериментов в рамках разработки самолёта Ту-144. Было изготовлено два экземпляра на базе серийных истребителей МиГ-21С. Первый самолёт («Аналог») 18 апреля 1968 г. поднял в воздух лётчик-испытатель О.В. Гудков. На нём отрабатывалась методика управления самолётом, выполненного по схеме «бесхвостка». Самолёт был потерян в аварии 26 июля 1970 г., лётчик В. Константинов погиб. Второй экземпляр («Имитатор») был изготовлен в начале 1970 года. 27 января 1970 года лётчик И.П. Волк начал на нём полёты по исследованию крыла оживальной формы с наплывами разного типа. Изучалось поведение машины на скорости до 2500 км/ч и высоте до 20 км. Всего до 1972 г. было выполнено 311 полётов общей продолжительностью 200 ч. В 1980 г. самолёт наземным транспортом доставлен в Музей ВВС из ЛИИ МАП.
83. Экспериментальный самолёт С-26
Экспериментальный самолёт Су-7Л (С-26) создан в ОКБ П.О. Сухого на основе серийного Су-7БМ, на который установлены лыжные шасси конструктора Н.Г. Зырина, позволяющие совершать посадку на грунт и на бетон. В 1963-66 гг. два самолёта успешно прошли испытания. С-26, переделанный из Су-7БМ с зав. № 3610 выпуска 1961 г., 19 июня 1981 г. передан в Музей ВВС с ММЗ им. П.О. Сухого.
84. Ударный самолёт Т-6-1
Опытный ударный самолёт Т-6-1 создан в ОКБ П.О. Сухого под руководством Е.С. Фельснера в 1961-67 гг. Машина была оснащена четырьмя подъёмными (РД-36-35) и двумя маршевыми (Р-27Ф-300) двигателями. Первый полёт 2 июля 1967 г. выполнил лётчик-испытатель В.С. Ильюшин. Самолёт проходил испытания до 1974 г., совершил 320 полётов. После решения о создании ударного самолёта Су-24 с крылом изменяемой стреловидности, Т-6-1 использовался в качестве летающей лаборатории. В 1983 г. самолёт передан в Музей ВВС с ММЗ им. П.О. Сухого.
85. Истребитель Т-10-1
Т-10-1, первый опытный прототип истребителя Су-27, был изготовлен на опытном производстве ОКБ П.О. Сухого в 1977 г. Первый полёт 20 мая 1977 г. выполнил лётчик-испытатель В.С. Ильюшин. На самолёте проводились испытания на общую работоспособность, на устойчивость и управляемость. Всего выполнено 38 полётов. В процессе испытаний выяснилось, что по ряду характеристик машина не отвечает техническому заданию и уступает самолёту F-15. Было принято решение начать разработку фактически заново. Созданный впоследствии самолёт получил название Су-27. А самолёт Т-10-1 передан в Музей с ММЗ им. П.О. Сухого 23 января 1986 г.
86. Перехватчик Ту-128
Барражирующий перехватчик Ту-128 разработан в 1958-61 гг. ОКБ А.Н. Туполева на основе проекта не пошедшего в серию фронтового бомбардировщика «98». Первый полёт 18 марта 1961 г. выполнили М.В. Козлов и К.И. Малхасян. После окончания войсковых испытаний в 1965 г. самолёт был принят на вооружение. Всего в 1962-70 гг. на заводе № 64 в Воронеже было выпущено 188 самолётов. В ЦМ ВВС представлен Ту-28 ‒ первый опытный экземпляр Ту-128. Совершил 432 полётов общей продолжительностью 398 ч. 36 мин. 2 февраля 1973 г. лётчик-испытатель М.В. Козлов перегнал самолёт в Монино с ЛИиДБ ОКБ А.Н. Туполева в Жуковском.
87. Спортивный самолёт Як-30
Реактивный учебно-тренировочный самолёт Як-30 создан в 1957-60 гг. в ОКБ А.С. Яковлева. Первый полет 2 июля 1960 г. совершил лётчик-испытатель В.Г. Мухин. В 1961 г. Як-30 выиграл у чехословацкого Aero L-29 Delfin и польского PZL TS-11 Iskra конкурс среди лёгких учебно-тренировочных реактивных самолётов для советских ВВС. Однако, к серийному выпуску приняли L-29, а Як-30 успели выпустить в количестве 4 экз. В 1975 г. последний из построенных Як-30 поступил в ЦМ ВВС.
88. Штурмовик Як-52Б
Лёгкий ударный самолёт Як-52Б был построен в ОКБ А.С. Яковлева как попытка создать лёгкий недорогой манёвренный противопартизанский самолёт. На серийном самолёте Як-52 (зав. № 780102) усилили крыло и установили два пилона с подвешенными блоками неуправляемых ракет УБ-32. Самолёт прошёл заводские испытания, но военных он не заинтересовал, и дальнейшие работы были прекращены. Единственный экземпляр самолёта в 1987 г. передали в Монино.
89. Учебно-боевой самолёт Як-130Д
Учебно-боевой самолёт Як-130 разработан в 1991-96 гг. в ОКБ им. А.С. Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в ВВС России самолётов L-39. Первый полёт состоялся 25 апреля 1996 г. С 2009 г. самолёт производится серийно, построено более 140 экз. В музее представлен первый опытный экземпляр ‒ самолёт-демонстратор Як-1З0Д. 10 декабря 2012 г. он был наземным транспортом доставлен в Монино из ЛИиДК ОКБ им. А.С. Яковлева в Жуковском. Оформление документов, сбор необходимых средств и непосредственно перевозку осуществила волонтёрская организация музея.
90. Спускаемый аппарат БОР-5
Аппараты серии БОР (беспилотный орбитальный ракетоплан) создавались в ЛИИ в 1966-88 гг., как уменьшенные модели разрабатывавшихся орбитальных самолётов, для исследования устойчивости и управляемости аэродинамических схем на различных участках полёта. Все аппараты, начиная с БОР-2, имели одноразовую абляционную теплозащиту и запускались в космос по баллистической траектории на РН. Первый запуск БОР-2 состоялся 6 декабря 1969 г. Аппараты серии БОР-5 представляли собой уменьшенную в 8 раз модель ОК «Буран». Всего в 1984-88 гг. было проведено пять запусков БОР-5. В музее представлен второй аппарат серии, «Модель 502», совершивший суборбитальный полет 17 апреля 1985 г.
Часть текста взята из книги «Авиация в музеях России», 2017