Прежде всего, хочу сказать зачем учить: самокаты и прочие подобные вещи полезны для развития детского мозга не меньше, чем всякие там пирамидки и цвета. Даже если это трехколесный самокат и ребёнку не надо держать равновесие, он всё равно осваивает довольно сложную систему (поочередные движения ногами, управление рулём, скоростью) + тренируется физически. Это безусловный плюсик в копилку крупной моторики и общего развития мозга.
Другое дело, что малыши с нарушением развития это вам не покладистая норма. Не знаю кто как, а я Лёву пыталась познакомить с самокатом где-то с 1,8, однако всё, что он с ним долгое время делал, так это заботливо укладывал на бок, усаживался рядом и накручивал колёса. Я забирала, ставила самокат на землю, пыталась показать как ехать, что делать, мол, давай, вставай сюда, отталкивайся. Но он либо не смотрел и бежал по своим делам, либо голосил потому, что "Отдай колёса, женщина!!!".
Это продолжалось довольно долгое время, но в возрасте около трёх лет, я обнаружила, что он уже не лезет к колёсам, а хочет кататься.
Собственно, в связи с этим совет №1: если вы видите, что ребёнок рядом с самокатом сыпет аутичными чертами, совершенно не интересуясь прямым назначением - ездой, значит он не готов к этому виду транспорта и ничего такого ему пока впаривать не надо. Сначала его надо до этого дорастить. Но как?
В первую очередь надо заняться психологическим развитием. Дети с алалией без понимания речи, аутизмом, ЗПР часто даже не смотрят на то, что делает другой человек. А когда начинают смотреть, то следом сразу подкатывает плохое подражание. Бывает, что и плохого нет - ребёнок вообще ничего не повторяет. Именно отсюда растут проблемы с вызовом любых навыков, знаний у таких детей. Что может помочь проблемы с совместным вниманием и подражанием я писала здесь и здесь (нажмите на синий текст, чтобы перейти на материалы).
За этими двумя минусами кроется ещё один - у детей с нарушениями развития часто встречается плохая координация движений из-за незрелости мозга. У некоторых детей эту незрелость частично можно увидеть через рефлекс Бабинского. Выглядит он вот так (тест можно провести дома, потренировавшись на собственной стопе при помощи тупого конца обычной ручки - вести надо как показано на рисунке снизу вверх):
В норме рефлекс всегда отрицательный на обеих ногах - зрелые нервные волокна спинного и головного мозга оттормаживают реакцию и стопа сжимается. Если с нейронами что-то не так, то стопа реагирует устаревшим рефлексом, свойственным более раннему периоду жизни - характерно разгибается, отводя большой палец.
Внимание: рефлекс Бабинского нормален для детей ДО 2 лет и объясняется функциональной незрелостью их нервной системы.
Для детей постарше без каких-либо видимых патологий он, как правило, свидетельствует о незрелости нейронов прецентральной извилины - она управляет всеми сознательными движениями, будь то катание на самокате или малейшее шевеление языком.
Отсюда совет №2 - если обнаружите такую незрелость, проработайте её. Тогда ребёнку легче дастся обучение за счёт того, что мозг хотя бы будет понимать, где у него что включается из конечностей.
Вряд ли только от этого зависело, но я заметила следующее. У сына рефлекс Бабинского сохранялся примерно до 2,9. Именно когда он пропал, Лёва начал хотя бы пытаться ездить на самокате, а не просто стоять на нём или рядом и, простите, тупить.
Чтобы рефлекс исчез, мы прорабатывали крупную моторику. Я уже писала варианты некоторых упражнений, которые можно делать с особым ребёнком в игровой форме в этой статье. А вот ещё упражнения, добавляющие согласованности работе ног, что полезно уже конкретно для самокатов/велосипедов:
- Лестницы. Не все дети любят по ним ходить (тяжело), но лестница на горку на детской площадке, по которой ребенок будет забираться сам, должна ненавязчиво сыграть в вашу пользу. Очень полезны вертикальные лестницы, как на шведских стенках - если у вас есть такие, то обязательно пользуйтесь;
- Побегать/поприседать - маленьким детям такое не всегда продашь, но если раскидать цветные мячики, кубики или даже крышечки от пюре и попросить ими "накормить" мешок (для непонимающих речь надо наглядно показать, что делать), то ребёнок волей-неволей и побегает, и поприседает, собирая "еду";
- Учить прыгать на двух ногах. Это тоже часто недоступно многим детям с особенностями развития, но можно попробовать прыгать с небольшой (5-10 см) высоты. Рекомендую учить прыгать в обуви - детям, особенно тем, у кого плоскостопие, может быть больно от прыжков без амортизации стопы;
- Ходить по перекладине. Тут чего-то сложного не надо - достаточно положить узкую доску или сколхозить дорожку из конструктора, деревянных кубиков (примерно 2 кубика в ширину). Ребёнок должен пройти по ним, стараясь сохранить равновесие. Допустимо помогать, придерживая за руку, но постепенно старайтесь убрать помощь. На улице равновесие можно тренировать ходьбой по бордюрам, а на детских площадках встречаются балансировочные дорожки;
- Можно кататься на беговеле. Лёва, кстати, с самокатом долго не дружил, а вот беговел ему дался относительно легко - движения попроще, но ноги и равновесие всё равно тренируются.
После тренировок становится легче, но не ждите, что прям встанет и сразу поедет - такое возможно, но обычно ребёнок тормозит от непонимания, как надо одновременно отталкиваться, стоять на одной ноге и поворачивать. Поэтому совет №3: терпение и практика. Морально готовьтесь, что быстро не получится и нужно будет каждый день выходить с самокатом, чтобы малыш оттачивал навыки.
Для тренировок советую присмотреть места с хорошими асфальтовыми дорожками, школьный стадион. Дорога не должна мешать малышу учиться - кататься по колдобинам будет, когда хорошо освоит базовые принципы.
Немного из нашей практики, чтобы вы не удивлялись, как может быть. Первую неделю мы с Лёвой 300 метров на самокате преодолевали за полчаса. Он всё никак не понимал, как поворачивать и я его ловила прямо перед газонами, предотвращая порчу последних, и выставляла как положено на асфальт. Скорость была черепашья, усталость большая - ребёнок держался только на моём энтузиазме и похвале.
Но потихоньку у него стало получаться - вторую неделю он ездил лучше, быстрее и почти без покушений на газоны. За месяц навык был освоен до конца.
По тому же принципу ближе к 5 годам освоили велосипед - ходили учиться в безопасные места, терпеливо мотивировали.
Но здесь отмечу, что некоторым детям может быть сложно кататься на велосипеде из-за гипотонии - сниженного тонуса мышц. Она часто встречается при нарушениях развития. Диагностирует такое невролог, но вы и сами можете приблизительно понять есть или нет: это слабые ребята, которые стараются отказаться от малейшего мышечного напряжения (пакет весом 100 гр. не могут понести, например), очень мягкие наощупь - словно нет мышц, на карандаш еле-еле нажимают, пластилин, особенно жесткий, едва могут мять. Из внешних признаков нередки слабое пупочное кольцо, торчащие лопатки.
Гипотония делает задачу по нажиманию ногами на педали весьма сложной для ребёнка - ему могут не даваться даже простенькие трёхколесные велики. Но это не значит, что "не дано". Это значит, что предварительно надо немного поработать с ногами - ЛФК, бассейн или хотя бы меньше кататься на транспорте, а больше ходить, повышая выносливость. И всё обязательно получится!
Спасибо что читаете меня!
Инструкция, что делать, если вы подозреваете у ребёнка нарушение развития
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Простые приёмы для улучшения понимания обращённой речи у детей с аутизмом, алалией и ЗПР
Ролевая игра и развивающее занятие - несколько идей, чтобы сделать и то, и другое одновременно
Простая физкультура на дому для детей с особенностями развития (алалия, аутизм, ЗПР)