(30 Days of Night, 2007)
Это в 2010-м Дэвид Слэйд будет подкрашивать глазки и вытирать слёзки розово-кукольным вампирчикам в "Сумерках. Саге. Затмении". А тремя годами ранее он снял вот этот жесткач про кровососов - вовсе не для девочек пубертатного возраста, а для пацанов всех возрастов, включая пенсионный.
И надо-то было всего ничего: черпак сурового мелодраматизма, канистру кровищи, пол-ящика стреляных гильз и чайную ложку гламурного соуса - последнего в снегах Аляски, да ещё во мраке полярной ночи больше и не требовалось.
И всё это в итоге забурлило так, что даже "Блэйд" не мог похвастаться столь яростными схватками людей с нелюдями.
А потом случилось страшное: на Дэвида напали поклонники Стефани Майер, искусали его своими молочными зубками, и он превратился в её преданного слугу. После чего мужик вовсе ударился в сериалы, и теперь в большое кино заглядывает редко и почти незаметно.
Про Аляску я ведь неспроста обмолвился. Аккурат в тех краях и случится эта ниэпическая битва деревенских с городскими, причём вторые являются кровососами отнюдь не в поэтическом смысле.
Также неизвестно, почему они решили затусить именно в Бэрроу, ведь на северной макушке земшарика хватает городов и весей, где полярные ночи длиннее. И где людскую кровь можно попивать, не боясь губительного солнца, больше 30 бэрроувских суток кромешной тьмы.
Впрочем, ладно - куда нагрянули, туда нагрянули. В любом случае банда злющего вампира Марлоу (Дэнни Хьюстон) захотела в очередной раз показать слабаку-Дракуле, как надо по-настоящему бухать и отрываться, пока людишки не впендюрили тебе осиновый кардиоуспокоитель.
То, что вампиры у Слэйда ходят по полярным сугробам и морозу в лёгкой одежонке и туфлях, в принципе объяснимо - возможно, по пути сюда они утоляли жажду незамерзайкой. Но вот как их дозорному (Бен Фостер) повезло украсть все мобильники и спутниковые телефоны в населённом пункте, где живёт почти 5000 человек, это, конечно, хороший вопрос.
Да и чересчур ненатуральный мороз тоже явно не повод для режиссёрской гордости. Особенно если герои полфильма кувыркаются в снегу, но при этом не трясутся от холода, у них изо рта не идёт пар, а под носом не растут сосульки. И это в разгар зимы за полярным кругом! Ну-ну! Станиславский хлопает в ладоши, не снимая меховых рукавиц.
С другой стороны, забивая болт на "северное" правдоподобие, кино радует по всем остальным хоррор-боевым пунктам.
Во-первых - старательными актёрами, умеющими играть не только ужас и панику, но и прочие человеческие чувства. При том, что в таком кровавом бедламе и месиве они могли бы и схалтурить - никто бы не приглядывался.
Во-вторых, образы вампиров выдались чертовски удачными. Мало того, что они пугают уже одним своим видом, так ещё и физподготовку имеют завидную. По идее, Марлоу и в одиночку мог бы, не напрягаясь, сгеноцидить за месяц весь Бэрроу, а он привёл с собой не меньше двух десятков корешей. И когда те дружно расчехлили клыки и когти, шансы человечков увидеть новый рассвет стали примерно такие же, как у Анны Карениной - встать с рельсов, отряхнуться и пойти домой.
И третье сокрушительное достоинство фильма - хорошо поставленные боевые сцены. Даже при том, что денег в них вложено не шибко много (общий бюджет картины 30 млн. $), Слэйд всё равно раскочегаривает такую бешеную, напряженную движуху, что за это ему можно простить всё. В том числе игрушечную зиму - ай, да фиг с нею, видывали в кино и похуже.
***
В общем, отличный представитель вампирской "расчленёнки", мало чем уступающий "От заката до рассвета" и "Вампирам" и уж точно ничуть не хуже "Земли вампиров". и "Колонии". Даже не верится, что снимал "30 дней ночи" будущий режиссёр одной из частей "Сумерек", но так оно и есть. И пускай эта его лента не стала королём проката, кое-какую прибыль она в кинотеатрах наскребла и даже заполучила сиквел - увы, позорнейший. Который нынче почти никто и не помнит, зато оригинальную ленту любят и пересматривают по сей день, благо технически она и спустя 13 лет выглядит молодцом.