Рядом с макетом бронепоезда №13 "Тульский рабочий", установленном в Туле на Московском вокзале, находятся три служебных вагона.
Похожие вагоны обеспечивали работу бронепоезда, хотя и не принимали непосредственного участия в боях. Вагоны настоящие, выпущенные более 50 лет назад (точнее сказать сложно). Восстановлены из полуразрушенного состояния силами энтузиастов Тульского региона Московской железной дороги.
Когда я осматривал помещения подготовка будущей экспозиции была в полном разгаре.
Поэтому в помещениях царила рабочая атмосфера и среди оригинальных и восстановленных вещей встречались современные пакеты, бутылки, краска, лестница и провода :)
Особую благодарность хочу выразить пресс-секретарю Тульского региона МЖД Олегу Трунову за подробный рассказ и возможность увидеть будущие экспонаты до официального открытия музея.
Первый вагон - Штабной. В нём выполнялось планирование действий бронепоезда, хранились документы, жил командный состав.
В центре вагона вход, по бокам от которого расположены спальные купе, а в оконечностях вагона большие помещения для совещаний и планирования операций.
Стол командира.
За столом сидит старший лейтенант, а позади стоит капитан.
На столе телефоны, пресс-папье, чернильницы, карандаши, и прочие канцелярские принадлежности.
На дальнем краю лежит кортик.
Слева от стола, в углу, оружейная пирамида на 4 винтовки.
На стене портреты Ленина и Сталина - вождей советского народа.
Проходя дальше по вагону в открытом купе видим сидящего капитана, вокруг которого очень атмосферно разложены фляжки, планшеты (те самые, с бумажными картами, а не ГЛОНАСС/GPS).
На столике классические железнодорожные стаканы в подстаканниках.
Пройдя вагон насквозь попадаем во второе большое помещение.
В нём, практически ничего ещё нет, кроме двух манекенов и нескольких свёрнутых красных вымпелов.
Сидит майор, стоит лейтенант.
Манекены, кстати, выглядят очень натурально, особенно если увидеть их с улицы через окно вагона.
Второй вагон - вагон-пекарня.
В нём пекли полторы тысячи буханок хлеба в сутки.
Этим хлебом кормили бойцов бронепоезда и других солдат и местных жителей.
Внутри находятся: запасы муки, машина для замешивания теста и печь.
Полуавтоматическая месилка теста. Я потрогал - в чане твёрдая, сухая субстанция очень похожая на тесто. :)
Собственно Печь.
В центре серый круг с дверцей.
За дверцей - длинная цилиндрическая топка.
Вокруг топки вращаются длинные металлические пластины с прямоугольными отверстиями для хлебных форм.
Сами формы, кстати, сложены стопками перед печью.
Если заглянуть в печь сбоку, то станут видны карусели с формами.
Топка (труба в центре) - нагревается, а карусели крутятся вокруг неё равномерно нагревая будущий хлеб.
Третий вагон - вагон-клуб.
В качестве базы использована так называемая двухосная "теплушка" (крытый товарный вагон, предназначенный для перевозки людей и животных).
Внутри стоят лавки для личного состава, возможно будет стоять кинопроектор.
У правой стены - печка-буржуйка, которая и делает вагон "теплушкой".
У входа в клуб стоит полка с Полным собранием собранием сочинений В.И.Ленина и других классиков Марксизма-Ленинизма.
8 мая 2015 года музей был торжественно открыт и сейчас доступен для всех желающих (внешний осмотр возможен круглосуточно, а чтобы попасть внутрь надо позвонить музейщикам).