Автор: Hoomkeen.
Признаюсь, не терпится уже начать описывать орды варваров, которые сообща ринулись на Римскую территорию, но германцы несколько лет точили топоры, примеряли звериные шкуры и занимались административной организацией вторжения. Иными словами - несколько лет у них не было голода, что позволило Стилихону успеть разобраться с Африканским восстанием.
Комитом Африки (так называлась Римская провинция) в те времена был знатный бербер Гильдон, чей брат с десяток лет назад пытался восстать против Рима, но проиграл и покончил с собой. Сам Гильдон тогда принял сторону Рима и был достойно награждён - как комит он обладал полной властью над всеми делами Африки и распоряжался стоявшими в ней римскими легионами. Власть он употребил на собственные нужды - погряз в распутстве и преступлениях, местных авторитетов задабривал тем, что под разными предлогами конфисковывал земли богачей из Рима и раздавал своим сторонникам. Его огромный флот составлял большинство кораблей империи и он снабжал хлебом не только в Рим, но также тайно подкармливал повстанцев в отдаленных областях. В религии Гильдон поддерживал местную ересь - донатизм, так что и тут Рим был ему не указ. (Нет, эта церковь не обожествляла донаты, она увлекалась святомученичеством и грабежом богачей). Предчувствуя недовольство столицы Гильдон решил, что с Римом пора разрывать отношения и перейти под крыло Константинополя. Восточная Империя была не против, но пока что не вмешивалась своими войсками. Восстание было необходимо срочно задавить.
В Медиолане (современный Милан), где была ставка Стилихона, а заодно жил и император Гонорий, поближе к покровителю, жил третий брат неспокойного африканского семейства - Масцезель. Гильдон жестоко убил двух его детей, африканец жаждал мести и ему предложили восстановить закон и порядок с помощью пяти тысяч готов, совсем немного конечно но это всё, что могли дать не ослабляя границы с германцами. Сам же Стилихон занялся тем, что по всей Галлии и Испании выискивал хлеб и свозил в Рим, чтобы хлебные лавки не опустели во время войны с житницей империи.
Масцезель со своей маленькой армией высадился в Африке, Гильдон собрал все свои легионы, заплатил также местным племенам и набрал там наёмников, так что на поле боя он вывел 35000 солдат. Армии сошлись в поле, выслали друг навстречу другу парламентёров и...
Говорят Масцезель ухватился за флаг знаменосца парламентеров Гильдона и потянул его вниз. Африканские легионы увидели опущенный флаг и опустили свои флаги в знак того, что они сдаются. Прежде, чем вы успеете сказать "постойте-ка!" варвары-наёмники из Мавритании бросились врассыпную прочь! Быстрее всех бежал Гильдон, но оказалось, что повсюду его хотят поймать и выдать победителю. Даже ветер отказался помогать негодяю, не позволив тому уплыть на корабле прочь. Тиран предпочёл покончить с собой.
Римляне прислали в Африку комиссию которая десять лет восстанавливала справедливость, отнимая земли розданные Гильдоном и возвращая их хозяевам из столицы. Масцезель был принят в империи с таким почётом и восторгом, что вызвал зависть в Медиолане, да такую сильную, что когда он переезжал рядом со Стилихоном какую то речку в Италии и упал с коня с моста - придворные, увидев на лице Стилихона недобрую усмешку, не стали бросаться на помощь и бедняга утонул на глазах всей процессии...
Грустная история, но всё хорошо, что хорошо кончается, корабли из Африки вновь исправно повезли богатство в Рим, и в империи на несколько лет установился мир и порядок.
Однажды осенью 401 года закаркали вороны. Залаяли собаки, затрещали бесчисленные телеги, горы восточных Альп наполнились гортанными криками и понуканиями людей и скота. Готы Алариха снялись со своих стоянок на Балканах и переправились в Италию. Без сопротивления преодолев перевалы, толпы варваров рассыпались по северной Италии, осаждая крупные города и грабя маленькие, плохо защищенные поселения.
Это было неожиданно, почти все легионы Рима стояли за горами к северу от Альп, потому что все ждали нападения Радагайса. Сам император не успел эвакуироваться и сидел в осаде ожидая спасения от срочно уехавшего собирать легионы Стилихона. Никогда раньше в истории императорского Рима варвары не врывались на территорию Италии, жители страны в панике запирались в городах, в самой столице стали срочно приводить в порядок городские стены, но уже весной стали подтягиваться отозванные с северной границы легионы а также вандалы-федераты и нанятая аланская конница.
Готы при виде врагов были вынуждены снять осаду с городка, где сидел император, и укрепились в большом лагере, где решали, как им действовать дальше. На Пасху 6 апреля, когда добрые христиане готовили куличи и красили яйца (а армия Алариха состояла из добрых христиан), Стилихон собрал алан-язычников и послал их на подлое дело. Нападение на вооруженных только яйцами вкрутую варваров было неожиданным и завязалась жестокая битва, по результатам которой много славных куличей было потеряно. Готы смогли отбиться, но, пока они бегали от аланских лошадей, римляне захватили их лагерь, где хранилось всё награбленное добро и взяли в плен семью Алариха.
После переговоров готы пообещали уйти из Италии. Они почти ушли но по дороге передумали и остановились на самом краю Альп лагерем. Стилихон был с этим не согласен и произошла ещё одна битва, а точнее снова осада лагеря готов в результате чего Аларих отступил за Альпы обратно, откуда пришел, а часть его армии осталась у Стилихона заступив на военную службу.
Армия Готов очень пригодилась Стилихону, потому что уже через год началось огромное вторжение варваров Радагайса, дикари которого были собраны по всем лесам Европы от островов балтийского моря до степей приазовья. Современники говорили, что в лесах Европы даже много лет спустя практически не было людей - так много племён пошло в поход на империю.
405 год - орда варваров Радагайса переходит Альпы с севера и вторгается в Италию. Все римские легионы Стилихона были собраны в кулак, чтобы остановить его набег. Стилихон даже был вынужден обещать по две золотые монеты рабам, если те решат вступить в армию для защиты отечества. Из Британии Галлии и Испании римские солдаты стекались в Италию, города которой один за другим грабил и жег Радагайс, пока наконец его не окружили под Флоренцией. Договариваться с жестоким язычником было не о чем - однако Стилихон уговорил варвара на почетную капитуляцию и обманул - всех его варваров продали в рабы, кроме десяти тысяч готов-христиан, которые пополнили армию Рима, а сам Радагайс был обезглавлен.
Радость Римлян вскоре померкла потому что выяснилось что это была только одна из трех армий Радагайса.
Вторгающихся варваров было так много, что они опасались что не смогут прокормить себя в одной толпе. Так что германцы разделились на три части - и пока Римская Империя изо-всех сил оборонялась от одной армии в Италии, остальные переправились через Рейн и вторглись в Галлию - на территорию современной Франции. Никаких римских легионов там не было - всех забрала Италия. Вандалы, аланы, свевы, прошли мимо живших на границе с Римом алеманнов, столкнулись с франками и, не желая тратить силы на сражения со смелыми противниками, направились дальше - в страну красивых домов, вспаханных полей и не желающих воевать изнеженных граждан империи. Останавливать их не было ни сил, ни возможности. Беспрепятственно грабя всё на своём пути, вандалы, аланы и свевы перешли Пиренеи и вторглись в Испанию, такую же беззащитную как и Галлия.
Перед Стилихоном после защиты Италии встала задача вернуть в лоно империи Испанию, Галлию и Британию. А лучше бы ещё и Восточную Римскую Империю присовокупить. Справится ли наш герой, можно будет узнать в следующей части... (читайте продолжение).
Лайк и подписка на канал - это хорошо)
ЧИТАЙТЕ также:
Первые годы тёмных веков, часть первая
Первые годы темных веков, часть вторая
Темные века: Рим перед своим первым падением