Найти тему
Xiel Lamb

Почему нас цепляют одни книги, а други оставляют равнодушными? О триггерах в литературе

Помните, как в школьные годы изучали классические произведения? Многие из них казались тогда по-настоящему интересными? Или тоже пролистывали описания салона А.П. Шерер у Толстого? Не буду рассказывать, как запоем читал Тургенева и Достоевского в пятнадцать лет. Потому что запоем я читал совсем другие книги, а эти пролистывал, потому что надо. Принятие этих классических произведений пришло гораздо позже. А все потому, что не имелось у меня соответствующих триггеров.

Триггер - в буквальном переводе "спусковой крючок", а так, это некое событие, вызывающее из подсознания некое ре-переживание. Чаще всего понятие употребляется по отношению к психотравмам, но на самом деле подсознание хранит очень много разных ситуаций, о которых мы не задумываемся постоянно. Все не до конца забытое имеется в копилке нашего мозга. Тут и первая любовь, и страхи, и чувство вины, и все-все-все переживания. И к каждому из них есть свой триггер.

А, скажите, какие триггеры могут быть у школьника к убийце с нестабильной самооценкой, терзаемому чувством вины? Или к женщине, страдающей от того, что изменила мужу? Нет, конечно, при должном усердии можно все это понять, проанализировать, восхититься мыслью автора, но должного эмоционального отклика тут не будет. Потому что ни один из эпизодов не является спусковым крючком для запуска личных переживаний. Причем, процессов подсознательных, а не просто воспоминаний.

Например, любовные романы будут пользоваться популярностью у тех, кто пережил эмоционально яркое чувство первой влюбленности. Книги о властных темных лордах требуются тем, кто испытывает потребность подчиниться более сильному. Да, не каждый в этом признается, конечно, но это так. Чаще всего это как раз весьма сильные личности, которые просто устали быть сильным, и подсознательно хотят, чтобы кто-то пришел и решил все их проблемы. Героическая фантастика является триггером у тех читателей, кто в подсознании имеет возвышенные идеалы. Ну, и так далее.

Однако есть и отрицательная сторона триггеров. Например, когда некая тема, что называется, бомбит. Просто потому, что не каждый готов столкнуться со своим подсознанием. Например, трилогия Марики Становой "Экзекутор". Пожалуй, мало кого эта книга может оставить равнодушным. Кто-то увидит шедевр, а кто-то с ужасом захлопнет, потому что такую мерзость читать невозможно. А все от того, что роман буквально кишит триггерами. Однако триггеры это такие, что не каждый захочет вытаскивать связанные с ними эмоции из-под сознания.

Или, допустим, слэш. От чего эта тема популярна у женского пола, я уже говорил здесь, а, вот, мужчины в этом вопросе делятся на два лагеря. Одни признают, что это им может быть интересно, другие же испытывают страшное отвращение, вылитое в неприкрытую агрессию. А все от того, что почти все мы в какой-то степени бисексуальны. Но если первые спокойно вынимают из-под сознания сей факт, вторые желают засунуть его как можно глубже, и никогда о нем не вспоминать. Конечно, есть и те, кого гейская литература не затронет вовсе, но такие в меньшинстве.

Ну, с хоррором все ясно, тут работают в основном детские страхи. Кто-то может легко с ними справиться и любит ужастики, а кто-то на дух не переносит.

Но каков бы ни был триггер, положительный или отрицательный, хорошо, что он, вообще, есть. Значит, есть эмоциональный отклик, есть проработка подсознательных элементов, а, значит, и есть лучшее раскрытие самого себя, ведь в каждой книге мы ищем именно свое отражение. И нет ничего страшного в том, что оно не всегда нам нравится.