Найти в Дзене
Исторические напёрстки

Микитки, хлёбово, салазки да фонари… (история кулачного боя на Руси)

Намедни лента новостная выкатила под прищуренный взгляд какую-то статью, первыми строками которой озадачился. Заголовок манил историей кулачных боев на Руси. Первый абзац под ним — говорил о древней традиции славян этот воинский мордобой устраивать… во славу Перуна. Плюнул, не открывая. Засел за тему. Которой радовать буду сегодня — аж двумя статьями. Поскольку глубокий вопрос, осмысления требует.

Не знаю, что происходило на обрядах в честь Перуна, информации в исторических источниках не припоминаю. Как и вообще — про ритуалы на Руси языческие, в детальном изложении. Да, Перун покровителем считался воев. Да, искусство-умения могли демонстрировать во славу Его. Да, кулачный бой или какие-то его формы могли присутствовать в ритуалах. Кто богат научной литературой — отгрузите в комментарии... Но утверждать такое не рискну. Начиная с самого культа, существовал ли на самом деле.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Что известно точно. Во времена, когда киево-печерское издательство «Повести временных лет» готовило к выпуску в свет свой бестселлер, — кулачная «забава» была уже популярная на Руси. Это очевидно. Очень раздражала кроткое духовенство. Традиция даже пугала, подозреваю. Своей неистовостью и массовостью. По популярности била пасхальные молебны да крестные хождения Церкви по природам. А поскольку конкуренции ОАО «Аллилуйя» никогда не терпело… то, было значит в этом нечто. Древнее. Захватывающее душу народа.

Монахи были образованным племенем, многие свободно ориентировались в древнегреческой «языческой» мифологии. Если к ней обратиться — то кулачный бой придуман самим Аполлоном. Покровителем искусств, на минуточку. Отсюда особое отношение эллинов к кулачному бою. Возведение его в ранг божественных проявлений человека. Как любое другое искусство почиталось.

Популярный миф рассказывает — рядом со священными Дельфами жил правитель Форбас, непревзойденный кулачный боец. Хулиганил знатно в округе, многих паломников обращал в рабов, после насильного принуждения к поединку. Никому из бедолаг не удавалось спастись от его кулачных ударов. На свою беду встретил этот Форбас — Аполлона, что тихонько топал в Дельфы с инспекционной проверкой. Сын Зевса противопоставил грубой силе — искусство кулачного боя, смертельно нокаутировал жестокого правителя в честной схватке.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

На Руси первые сведения о кулачных боях на Руси можно найти в Густинской летописи (990 год), в летописях Нестора (1069 год).

«Себо не погански ли живемъ. Нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела».

В 1274 году митрополит Кирилл, собрав во Владимире собор высшего духовенства, постановил:

«Узнал я, что держатся бесовского обычая проклятых эллин: в божественные праздники со свистом, кличем и боем бьются… Да изгнаны будут от сынов божьих церквей, а случайно убитые в этих боях будут прокляты сей век и будущий».

Сомневаюсь, что столь страшный запрет был заботой о физическом здоровье населения. Духовенство считало кулачные бои богомерзким делом, наказывало участников по церковным законам. Значит… Действо было отголоском или прямым языческим ритуалом. Каким?

Предположения таковы. Будучи в гостях у доброго товарища-этнографа в экспедиции (культурное наследие ярославских земель изучая) — столкнулся с … народным фольклором. В ряде старинных танцев мужики высокохудожественным манером изображают «кулачный бой» (не драку, там другие «па»). Драматургия такая — два жениха спорят о невесте, одинаково нравятся семье красавицы, выбор труден, обращаются к «волхву». Который назначает им «квест». Сначала биться с «басурманами» заодно. Потом — промеж друг друга выяснить, кто сильнее.

Перед каждой схваткой женихи «ломаются медвежьим образом». С очень характерным подражанием Хозяину, копируя движения, повадки зверя. Очень красиво смотрится и впечатляет. Говорят — эти плясы под запретом церковным были испокон века. Но в глухих деревнях выжили такими вот традициями свадебными. Ничего не готов утверждать — но что-то тут есть. Как соберется достаточно материала — отпишусь.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Из того же раздела — народные поговорки, что живы по сей день. «Что за шум, а драки нет?», «Добрый праздник не без драки», «В избе драка — народ у ворот», «Кулачный бой — душе разгул!», «Не силой бьются, а сноровкой», «Лежачий в драку не ходит», «На добром морозце друг другу бока погреть, да носы подрумянить».

Думается, попам было что запрещать. После 1274 года и митрополичьего запрета отпевать погибших в кулачных боях — какая-либо информация пропадает о них из летописей. Но традиция жила, чему подтверждением может быть множество былин и сказаний богатырских. Как голыми руками печенегов, половцев, татарев всяких — добры-молодцы пачками складировали. Отправляли на небесные пастбища к тюрским предкам. Та же ПВЛ включает в свое повествование историю Яна Усмошвеца (Кожемяки), убившего перед поединком с печенегом голыми руками быка, а после — победившего и самого кочевника.

Непобедимая традиция в законах.

  • Еще в Лаврентьевской летописи, написанной в 1377 году, упоминается о запрете кулачных боев.
  • Барон Герберштейн, писатель-современник Великого Князя Василия Ивановича, так описывает кровавую забаву того времени:
«В праздничные дни мальчики и взрослые собирались в такие места, где могли бы присутствовать многие зрители. Свистки служили знаком, чтобы бойцы готовились к бою, становясь в кучки. Как скоро противники станут друг против друга, то немедленно начинается кулачный бой. И в короткое время бойцы до того остервеняются, что поражают своих противников руками и ногами в лицо, живот, грудь и другие чувствительные места (понятно куда, пардон). Нередко бывает, что многие бойцы лишаются жизни на месте боя, а победители приобретают от всех похвалу и одобрение. После такой жестокой потехи, как отрадно было жене встретить своего мужа, а матери сына, когда они изувеченными являлись в свой дом!»
  • В 1641 году царь Михаил Федорович издал указ, запрещающий кулачные бои под угрозой суровых наказаний. Указ 1686 года подтвердил этот запрет и назначил участникам кулачных боев наказания (штрафы, бичевание, ссылка).
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)
  • Есть исторический факт о поединке гренадера свиты Петра I с одним из сильнейших боксеров Англии. Случилось это во время визита русского царя на туманный Альбион в 1698 году. На одном из приемов Петру I английский граф предложил устроить поединок тамошнего боксера с русским солдатом. На большие деньги было пари. Гренадер устроил англу знатную трепку, царь выиграл заклад. Потом приказал своим молодцам показать «русскую забаву» — кулачный бой «стенка на стенку».
  • В период правления на Руси Екатерины II кулачные бои были очень популярны. Граф Орлов считался отличным бойцом и сам не раз приглашал знаменитых силачей померяться силами.
  • В 1722 году гостивший в России иностранец пишет:
«Что записные кулачные бойцы показывают за деньги или из тщеславия, они делают даром, из простого удовольствия, иногда в трезвом виде и даже с лучшими своими приятелями, потому вовсе не сердятся, когда им разбивают в кровь носы и физиономии и рвут один на другом рубахи…».
  • После указов XVII века участники состязаний стали выбирать судей (сотских, десятских), которым поручалось следить за выполнением правил.
  • В 1726 году указом Екатерины I были созданы предписания для проведения кулачных боев, по которым правила ужесточались (в указ был включен запрет на применение оружия и нанесение ударов лежачему). За боями стали следить представители местной власти. Касалась она более всего — не самих боев. А излишне кровавых «фанатских побоищ» после состязаний.
  • Елизавета Петровна в 1751 году после особо жестоких боев в столице запретила проводить кулачные состязания в Петербурге и Москве.
  • В годы правления Екатерины II (1762-1796) кулачные бои опять попали в милость. Поклон низкий графу Григорию Орлову, знатному и известному всей Армии кулачнику, организатору многих состязаний.
  • При Николае I в 1832 году был издан свод законов, включающий в себя полный запрет кулачных боев на всей территории страны (как «вредных забав»). Та же формулировка присутствовала в последующих редакциях этого свода законов. Но даже после таких запретов кулачные бои, особенно по праздникам, продолжались.
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Если кратко пробежаться по многовековой традиции кулачного боя — то жила она … аж до времен становления Советской власти. В самом подробном описании (XIX в.) выглядело всё так. Разберем на примере самой популярной разновидности кулачного боя: «стенка на стенку». Там строго различались «своя» и «чужая» стороны, каждая со своими глубокими традициями и манерой боя. Это был специфический вид кулачного боя, с многими тактическими «придумками». Бойцы выстраивались, шли друг на друга плотной массой. В каждой команде выделялись «сотские» и «десятские». Командовали они сурово, поскольку за смертоубийство отвечали перед городовыми своей свободой.

Выстраивали «стенку», распределяли бойцов. Проверяли, чтобы в рукавицах бойцов не было никаких посторонних предметов. За такие подлые трюки жестоко карали свои же. «Стенка» должна быть одинаковой по числу участников и по возрасту: бились мужики с мужиками, юноши с юношами, мальчишки с мальчишками.

В каждой команде были 2-3 главных, наиболее сильных и ловких бойца. Звались они «забойщики». Это последний резерв, их задача бросаться туда, где виделась слабина. «Сотские» и «десятские» следили за соблюдением правил.

Обычно сражения «стенка на стенку» строились в три этапа. Сначала в бой шли мальчишки, их сменяли безусые неженатые юнцы, после в бой вступали мужики. Перед единоборством бойцы обнимались и троекратно целовались. Каждая сторона старалась прорвать оборону «стенки» противника, внести смятение и панику, напугать и вытеснить с боевой площадки.

Отступившие перегруппировывались, снова шли «стеной» в атаку. Бой мог рассыпаться на отдельные схватки, длиться до тех пор, пока одна из сторон не была побеждена. Забава так же считалась законченной, если одна из «стенок» не выдержав натиска противника — обращалась в бегство. Под свист и улюлюканье многолюдной толпы.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Правила. Места для кулачного боя выбирались традиционно зимой, на речном льду. Время — по большим и малым праздникам (что церковным, что полу-языческим). Существовали неписанные вековые правила, которые передавались из поколения в поколение. Кулачные бои проходили на «голых» кулаках, либо в рукавицах. Удары наносились только лицом к лицу: в голову, грудь и живот. Упавшего не били. Кто падал на землю, считался побежденным.

Как правило махались до первой крови, пьяных к бою не допускали категорически. Запрещались подножки, нападения сзади. Считалось бесчестным переходить на сторону противника за вознаграждение или подарки. Нарушители правил наказывались, вплоть до изгнания из общины.

Другим видом кулачного боя был поединок «сам на сам» двух бойцов. Это было известно еще на Древней Руси: как воинская забава, непременная часть праздничных гуляний, инструмент судебного разбирательства жалоб, взаимных претензий, щепетильных вопросов чести. Когда не удавалось установить ни правого, ни виноватого — вступало в силу «кулачное право». Победитель выигрывал дело...

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Была своя терминология, профессиональный жаргон кулачных бойцов. Самые именитые из них получали прозвание «надёжа-боец».

«Дать в хлёбово!» — значило ударить с размаха кулаком по лицу, зацепив нос и губы. Удачный прием заливал противника кровью. Наиболее ловким ударом считался такой: после него противник должен выплюнуть несколько выбитых зубов.

«Подставить фонарь» — нанести кулаком сильный удар в область глаза, с понятными последствиями в виде разноцветного кровоподтека.

«Свернуть салазки» — сильным ударом сбоку вывихнуть оппоненту нижнюю челюсть, сильно повредить ее.

«Заехать по мусалам» — нанести простой и сильный боковой удар в лицо.

«Дать под микитки» — нанести удар в живот под ребра, в направлении к сердцу. Последствия тяжелые — удар временно приостанавливал дыхание, ломал кости, противник скрючивался и оседал. Выбывая из строя кулачников...

Промежуточные выводы такие: трудно отнести традицию к обычным «молодецким забавам» от скуки. Думается, кулачный бой «стенка на стенку» (улица на улицу, деревня на деревню, а в городе — «кончаковские битвы» район на район) неспроста были так живучи, возведёны в ранг праздничных ритуалов. Что документально просуществовали: от до-Несторовских времен — до середины 1930-х гг. даже в крупных городах.

Злобу в эти «забавы» не вкладывали, за проявления в них излишней жестокости — наказывали. Не во время схватки. После. В ходе вдумчивого и долгого судебного разбирательства. Кровь лилась настоящая. Несчетно сыпались на землю зубы, а иногда глаза вылетали; носы, челюсти и рёбра ломались бесчисленно. Если осевшего или упавшего кто-то посмел ударить, то кара наступала суровая. Как по государевым законам (Петр I и Екатерина I специально постарались), так и по «свойским», что пострашнее выглядело. Это учило людей самообладанию, сдержанности, заботе о соратниках.

Как это повлияло на массовую психологию и так называемый «русский характер» — читаем следом. Поспорим крепко — «стенка на стенку»…

-9