Поговорим о старости. Это тема такая, что о ней можно говорить, лишь ощутив её жало, проникающее в тебя. По внутренним ощущениям, я думаю, что мне можно уже рассуждать об этом. Чувствую, как она приближается, говорит священнослужитель Андрей Ткачёв.
Андрей Ткачёв, протоиерей:
Жизнь должна представлять собой гармоничное единство нескольких поколений, живущих вместе. В этом случае человек — словно вшитая нитка в плотной ткани. Такое гармоничное существование обеспечивает человеку психическое здоровье.
Сегодня царит индивидуализм. Сегодня человек подчеркнуто индивидуален. Человек живёт, как заключённый в одиночной камере. Идеал современного человека — тюрьма в Швейцарии.
И эта психологическая тюрьма, в которой мы находимся, не даёт места для понимания другого человека. Во-первых, мы панически боимся умереть, боимся старости. На самом деле, в лице старости мы должны проявить уважение к нашему будущему уходу. Мы должны отдать уважение слабости.
Современный человек стремится быть полезным, незаменимым, вечно активным, вечно здоровым, белозубым, вечно улыбающимся, вечно эффективным. Это изгнание из жизни слёз, грусти, морщин на лбу… Изгнание из жизни той благословенной слабости, при которой тебе трудно залезть в ванну. И небезопасно из неё вылезти на кафельный пол мокрыми ногами. В старости — это подвиг. То, что делалось легко, превращается в тяжёлое занятие.
Первое прикосновение приходящей старости — это священный момент узнавания того, что ты слаб. И что ты многое не сделал и уже многое не сделаешь. И тебе спасаться нужно смирением, а не устремлением спешно восполнять то, что ты не сделал. Спасаешься ты только смирением, а не подвигами. С точки зрения аскетической, старость — удивительна. Она восполняет отсутствие подвигов.
Зато ум ещё живой, сердце бьётся и время веры наступило. Веры глубокой и подлинной. С точки зрения аскетизма и христианской догматики, старость — это благословение. Многие ведь даже не доживают.
Дожить до старости с точки зрения православного христианина — означает получить благословение. Это значит ты вошёл в ту пору, когда от тебя отнялись подвиги. Когда сама жизнь стала подвигом. Она трудна. Она тяжела. Она пугает. Она утомила уже. Но ты ещё не готов её бросить. Это удивительное состояние.
Если ты жил жизнь правильно, то доживать её ты должен, чувствуя заботливые руки тех, кому ты был нужен, когда был молодым и сильным. А вот если жизнь была прожита неправильно, тогда ты находишься в некой пустоте и одиночестве.
В западном варианте человек сознательно стремится быть материально обеспеченным к старости. Такова социальная политика. Атеистически мыслящий человек хорошо продумал условия своей жизни в старости. В этом плюсы, в этом же и минусы. Он не хочет приближать время своей бесполезности, он хочет иметь достаточно средств, чтобы путешествовать в старости. Он хочет вести достаточно активный образ жизни. Медицина и туризм должны создать для него иллюзию некого земного рая. Это хорошо, но это оттягивание трагедии. Это замедление процесса. Потому что уход всё равно неизбежен.
С экзистенциальной точки зрения, старость — это чудо. Великий подарок и жуткая ответственность. И это проверка того, как прожита твоя молодость. Это экзамен на вшивость. Нужно много мужества, чтобы постареть. Гораздо больше, чем пойти в атаку. Нужно много подлинного мужества, чтобы стареть, приближаясь к порогу.
Мерой внутренней ценности человека является его полезность для людей. Старики полезны своим жизненным опытом. Старик знает то, что ещё долго не узнает молодой человек. Режим правильной жизни должен предполагать внимание молодых к старикам и желание стариков поделиться подлинным накопленным опытом.
Благословен тот, кто постарел вовремя. Люди сегодня по-дурацки живут и как-то по-дурацки умирают. И не всем Бог дарит старость. А тот, кому дарит, должен принять её с благодарностью. И должен иметь мужество дожить свою жизнь до конца. И перешагнуть с верой границу, отделяющую эту жизнь от той.
Степень любви нам в старости — это степень христианизации нашего общества. К примеру, наличие пандусов в городских зданиях говорят о том, христианское ли это государство или нет, больше, чем количество построенных церквей.
Люди старше сорока лет должны постараться отдать все свои таланты, знания и силы для христианизации общества. Общество, порвавшее связь с христианским мировоззрением, с жертвенностью и милосердием — это общество никого не пожалеет, не будет никого ценить, ему никто не будет нужен, кроме постоянных удовольствий и практической выгоды.
Это общество может докатиться до языческого отношения к старикам — их незачем кормить, их нужно тихо уничтожать. В таком обществе старикам нет места.
И только в христианском обществе, где есть место состраданию, жалости, желанию послужить тем, кто слабее тебя, желанию послушать того, кто мудрее тебя, только в таком обществе старики будут важны, нужны и полезны.
Ещё статья: Как связаны болезни наши с грехами? Объясняет священник Андрей Ткачёв.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство вера в бога религия скорби болезнь смирение господьбог промыслбожий протоиерей андрей ткачев