Найти тему
Simply Sport

Сравнить не сравнимое. "Болеро" Камилы Валиевой и Каролины Костнер

Оглавление

«Болеро» – музыка для избранных. Многие известные прима-балерины сделали его своей визитной карточкой. В фигурном катании эту музыку потянули далеко не все и один из ярких примеров Каролина Костнер, откатавшая под эту музыку произвольную программу Олимпийских игр в Сочи и выигравшая с ней бронзовую медаль. Теперь на небосводе всходит звезда 14-летней Камилы Валиевой, которой для первого взрослого сезона также поставили программу под «Болеро». Камила множество раз говорила, что Каролина является её кумиром в фигурном катании, а также упоминала, что смотрела костнеровское «Болеро» в качестве примера.

Что же в нём особенного?

«Болеро» одна из самых гипнотических и тяжёлых композиций. Это масштабное симфоническое произведение с довольно редкой композиторской находкой - ритмо-остинато. Мелодия растёт, имеет многогранные оттенки, в то время как ритм всегда остаётся одним и тем же. Именно благодаря этому гипнотизму «Болеро» безумно популярно. Где-то даже приводилась статистика, что композиция звучит каждые 15 минут в разных точках мира.

Изначально болеро – это испанский народный танец, обладающий особым ритмом. Однако ритм - единственное, что связывает Болеро Мориса Равеля с народным прототипом. Музыка была написана специально для русской танцовщицы Иды Рубенштейн, которая придумала под него постановку. Согласно задумке это страстный танец женщины на столе в тёмном кабаке. Вокруг стола столпились мужчины, пожирающие её глазами. Эта интерпретация и стала каноничной.

Впоследствии, её использовал Морис Бежар, а одной из исполнительниц партии стала Майя Плисецкая. Именно её интерпретация считается непревзойдённой, а ведь великой балерине на тот момент было ни много, ни мало 52 года.

Болеро Каролины Костнер

Каролина Костнер катала программу под Болеро также уже в зрелом возрасте - 27 лет. Она также интерпретировала оригинальную постановку.

«Мы не хотели ничего копировать, но, конечно, играли с движениями из балета. Когда смотришь балет Бежара в первый раз, кажется, там все так просто! Видишь движения рук и думаешь, что легче некуда. Но потом попробовали сделать это на льду, и я поняла: это очень-очень сложно. Тот момент, когда ты начинаешь понимать величие этой музыки».

Именно движения рук, корпуса, грация Каролины вошли в удивительный симбиоз с музыкой и дополнили друг друга. Акценты расставлены в нужных местах и ритмически верно.

Костнер многие критикуют за невысокую скорость катания, но, на мой взгляд, размеренный темп «Болеро» не предполагает высоких скоростей.

С другой стороны, современное катание требует быстроты, а значит необходимо следовать в ногу со временем.

И это попытались сделать в тренерском штабе Тутберидзе, создавая программу для Камилы Валиевой.

Болеро Камилы Валиевой

Пожалуй, страстная женщина на столе – это действительно слишком для 14-летней девочки. Поэтому в ТШТ сделали нестандартное «Болеро». Камила в программе должна представать змеёй. Об этом фигуристка сама рассказала в интервью:

«Программа поставлена на музыку «Болеро» Равеля. Я читала, как создавалось это музыкальное произведение.

Но у меня в этой программе другой образ – я изображаю Змею, и если вы посмотрите на мой костюм, то сами все поймете. И мои движения по пластике будто повторяют движения змеи».

Однако в программе пока не видно ни танцовщицы, ни змеи, пожалуй кроме странных глаз на задней части платья. Очень мало движений руками и корпусом, хотя для этой музыки и постановки они чрезвычайно важны. Ритм композиции и сдерживает и подхлёстывает. И пока в Камиле нет той страсти, которая должна вытягивать программу. Все движения выглядят заученно и не свободно. Эффектны первые движения, эффектна концовка, но всю остальную часть проката музыка давила на фигуристку.

Это отметили многие специалисты:

«Дело не в том, что Валиева не готова, а в том, что она воздушная, летящая. А „Болеро“ – это там-та-ра-ра-ра-дам. Оно бьёт тебя о землю! Оно прибивает. Если ты отражаешь это, то программа становится весомой и производит впечатление. Но это не Камила не готова к этой программе, а сама программа не готова. Возможно, она спустя какое-то время поймает тему „Болеро“. Чтобы это сделать, надо немножко менять стиль, направление, настроение, потому что это абсолютно другой регистр, необходимо полное переключение на эту музыку» - сказала заслуженный тренер России по фигурному катанию Елена Чайковская.

Кроме того, костюм также очень сложный, «тяжёлый», перенасыщенный красками, линиями и пятнами на спине. Точнее, они понятны, если знать, что Камила – змея, а это её глаза, но по самой постановке догадаться об этом сложно. И кто-нибудь, объясните мне, почему обязательно натягивать чёрные чулки на коньки? Смотрится, как будто у фигуристки сползли штаны во время проката. А топ и красный цвет костюма как раз очень подошли бы для сексуального и страстного танца, только не для подростка, естественно.

-2