Найти в Дзене
Mun Ira

Спитакская эпопея. Участник ликвидации последствий землетрясения Богданов вспоминает, как ТАССР помогала Армении в 1988 году

Здравствуйте. В настоящее время Армения на слуху в связи с карабахскими событиями. А 32 года назад мысли землян были устремлены к Закавказью из-за ужасного землетрясения.

Седьмого декабря 1988 года Спитак с его 18-тысячным населением за секунды превратился в руины. Пострадали также более крупные города Ленинакан (ныне Гюмри), Степанаван, Кировакан (Ванадзор), сёла.

Коллаж из  снимков из Интернета: Спитак в 1988 году и через 30 лет
Коллаж из снимков из Интернета: Спитак в 1988 году и через 30 лет

Погибли, потеряли здоровье десятки тысяч человек, более чем полмиллиона остались без жилья. Все советские республики, регионы, зарубежные государства помогали восстанавливать разрушенные стихией города и села. В том числе Татарская автономная советская социалистическая республика.

Привожу отрывок из книги «Школа инженера Энвальда». Эту главу из воспоминаний Рината Махмутовича Богданова я не стала сокращать при редактировании книги: человек был в гуще событий, своими руками, инженерной мыслью помогал заново отстраивать города и села.

Как мало времени (по историческим меркам миг) прошло с тех пор – и братские республики СССР заняты сегодня не спасением, не помощью, а, с наглой подачи заморских «коллег», противоборством, уничтожением друг друга.

Молодые поколения, возможно, даже не знают про Спитакское землетрясение. Рассказывает бывший управляющий Мамадышским РО «Татсельхозтехники», с семидесятых годов – начальник «Татмехтреста» Ринат Махмутович Богданов:

Спитакская эпопея. Мне довелось участвовать в ликвидации последствий жуткого землетрясения в армянском городе Спитак в качестве руководителя строительного управления объединения «Татагропромстрой».

Землетрясение 7 декабря 1988 года унесло жизни многих тысяч жителей Армении, вывело из строя около 40 процентов промышленного потенциала республики, разрушило инфраструктуру городов вблизи зоны разрыва земной коры.

На восстановительные работы были брошены все возможности СССР, помогал весь мир, потрясенный масштабами разрушений. Естественно, и мы не могли остаться в стороне и активно участвовали в строительных работах. В решении многих вопросов большую помощь нам оказывал руководитель республиканского объединения "Татсельхозтехника" Николай Григорьевич Энвальд.

Первыми на место базирования прибыли механизаторы, водители, доставлена была техника. Основной состав строительного управления прилетел в аэропорт города Ленинакана.

Первоочередной задачей было строительство вахтового городка на территории средней школы, разрушенной землетрясением. Основная стройплощадка - комбината строительных материалов - располагалась на территории сахарного завода, так же разрушенного стихией.

Строительные материалы (в частности, цемент) доставлялись железнодорожным транспортом. Станция Спитак была перегружена. Цемент отпускался только территориям (так назывались привлеченные республики, края, области).

Мы занимались строительством жилья - это была главная задача - и нам требовалось не менее одного вагона в сутки.

Ситуация складывалась чрезвычайная: высота местности над уровнем моря 1800 метров, ночью минус 15-20 градусов, днем до плюс 10. Жили в палатках.

Дежурный всю ночь поддерживал огонь в металлической печке. Промышленность Армении обеспечивала этими изделиями в достаточном количестве.

Полная занятость рабочих и техники на разборе завалов и расчистке позволяла удерживать ситуацию под контролем. Нет-нет и вспоминалось, как Николай Григорьевич в своих выступлениях перед управляющими подчеркивал: "Вы - элита инженерного класса в сельском хозяйстве. Возникающие вопросы, кроме вас, никто не решит!"

В данном случае для себя важнейшей задачей я наметил строительство собственного железнодорожного тупика. Обратился к председателю «Спитакагропромстроя» (ведомство "Росагропромстрой", Москва) Алексею Алексеевичу Акимову и получил в ответ: "Руководство железнодорожного транспорта Армении в курсе, обещали".

Время шло, но ничего по тупику не делалось. Промедление грозило срывом государственной программы. Срочно вылетел в Казань.

При мне Энвальд позвонил председателю "Татагропромстроя" Иреку Мунировичу Закирову, руководству железнодорожного транспорта республики, о немедленной отгрузке необходимого количества рельсов, шпал и других комплектующих. Командировал в Спитак железнодорожного мастера с набором необходимых приборов и инструментов.

В июле 1989 года построенный собственными силами ж.д. тупик начал принимать вагоны. В Армении я использовал опыт строительства повышенного тупика для выгрузки из вагонов сыпучих материалов, применявшийся нами в "Татсельхозтехнике".

Железнодорожный тупик по-татарстански: сыпучий груз из пульмана сразу выгружается в автосамосвал и  подъезжает очередная машина
Железнодорожный тупик по-татарстански: сыпучий груз из пульмана сразу выгружается в автосамосвал и подъезжает очередная машина

Однажды ночью требовательно постучали в окно моего вагончика. Подобное случалось часто: мы были единственными в Спитаке, кто располагал землеройной техникой и самосвалами. В особых случаях обращались за помощью и в ночное время. Выйдя из вагончика, увидел А.А.Акимова. Спрашивает:

- Почему не выгружаете вагоны?

- Все вагоны выгружены, - отвечаю Алексею Алексеевичу.

Он решил проверить, и я повел начальство к нашему тупику. Акимов был потрясен новшеством.

Тупик использовался круглосуточно, в том числе для выгрузки вагонов, пришедших в адрес УПТК "Спитакагропромстрой". С вводом в эксплуатацию нашего тупика выросли темпы строительных работ как по собственной программе, так и по возведению жилья по всему "Спитакагропромстрою".

Благодаря постоянной помощи Николая Григорьевича, выделенным им десяти строительным вагончикам и сборным щитовым домам, мы первыми построили вахтовый городок, обеспечили его теплоснабжением, подвели электричество.

Ринат Богданов (первый справа) на первомайской демонстрации. Казань, 1975г.
Ринат Богданов (первый справа) на первомайской демонстрации. Казань, 1975г.

Вахтовый городок имел свою небольшую котельную, электроподстанцию, растворобетонный узел. Первый заместитель председателя правления «Татпотребсоюз» Ильгиз Низамиевич Низамиев курировал нас на протяжении всего строительства, обеспечивая продуктами питания, спецодеждой, постельными принадлежностями и другими средствами для проживания в закавказской республике СССР.

Ильгиз Низамиевич предоставил нам разборную столовую и эта красавица стала украшением Татарского городка. Лично мне выделили машину «Москвич», но у меня уже был свой автомобиль «ВАЗ -2106» и я передал автомобиль прорабу.

Наши показатели по производству и по вахтовому городку были одними из лучших по объединению «Спитакагропромстрой», что отмечалось на деловых совещаниях, проводимых руководителем «Росагропромстроя». Успешная работа группы освещалась в газете «Советская Татария» и, с подачи «Росагропромстроя», в центральной печати.

-4