Найти тему
Русский Север

Родина российского автобуса

А вы знаете, где в России появился первый городской автобус? Нет, не в Москве и не в Санкт-Петербурге, и ни в одном из других крупнейших городов империи. Первый автобус вышел на линию в июне 1907 года в далёком северном Архангельске.

Местный предприниматель Андрей Деньгин приобрёл автомобильный омнибус немецкой фирмы "Nag", который в начале лета 1907 года железной дорогой прибыл на берега Северной Двины. Первый рейс состоялся 18 июня - автобус начал курсировать по главному Троицкому проспекту от городской больницы до Михайло-Архангельского монастыря и обратно. Удовольствие прокатиться на невиданном доселе чуде инженерной германской мысли стоило сущие копейки, а если быть точным, то всего пятак - в несколько раз дешевле, чем на извозчике. Стоит ли говорить, что с первого своего дня автобус приобрёл ошеломляющую популярность у горожан всех возрастов и доходов?

Автобус фирмы Nag в Архангельске. Здесь и далее фото из свободных источников
Автобус фирмы Nag в Архангельске. Здесь и далее фото из свободных источников

Ощущая реальную прибыльность своего дела, Деньгин купил ещё одну машину, которая уже с сентября включилась в работу по перевозке пассажиров. Люди были довольны - автобус быстр (шутка ли - 26 лошадей!), вместителен (25 счастливчиков могли ехать одновременно), а невысокую цену проезда мог себе позволить каждый уставший идти горожанин. В праздничные дни обе машины трудились до поздней ночи, развозя весёлых пассажиров по двойному, но всё ещё невысокому тарифу.

Дореволюционный Архангельск. Красной линией показан маршрут первого городского автобуса. Длина маршрута составляла около 6 километров.
Дореволюционный Архангельск. Красной линией показан маршрут первого городского автобуса. Длина маршрута составляла около 6 километров.

"Но почему именно Архангельск?" - спросит любознательный читатель. Ответ будет предельно прост - к 1907 году во многих крупных городах империи уже существовали трамвайные линии, и потребность в новом виде городского транспорта не стояла так остро. Архангельск же в начале XX века имел только одно доступное средство передвижения - извозчичью повозку. Дороговизна поездки накладывалась на длинную вытянутую форму города, поэтому вопрос реорганизации системы общественного транспорта нуждался в скором разрешении. Стоит однако отметить, что первые автобусы на улицах Архангельска появились благодаря инициативе частного лица, а не работе местной власти.

По этому проспекту курсировал первый российский автобус
По этому проспекту курсировал первый российский автобус

Справедливости ради надо сказать, что автобусы на просторах России были замечены ещё до 1907 года, но именно в Архангельске было открыто первое регулярное автобусное сообщение. В 1916 году в городе появился трамвай (самый северный в мире), а уже в советское время было организовано троллейбусное движение. Любопытно, что к 2008 году город лишился всего электротранспорта и больших вместительных автобусов, получив неофициальное звание столицы ПАЗиков, которые взяли на себя 90% всех пассажирских перевозок. И, что самое интересное, вместительность ПАЗиков точно такая же, как у немецких автомобилей-омнибусов, пионеров пассажирского движения в Архангельске.

ПАЗик на Троицком проспекте продолжает дело своего немецкого прадеда
ПАЗик на Троицком проспекте продолжает дело своего немецкого прадеда

Вот такой получился исторический анекдот - развитие городского транспорта за сто лет закольцевалось и зашло в тупик. Но жители не унывают и надеются, что всё изменится к лучшему - и тогда можно будет наконец забыть о позорном имени города ПАЗиков и гордиться своим общественным транспортом, работающим на благо горожан.