Найти тему
Мода в книгах

Любовь Попова, ВХУТЕМАС и защитные маски

Когда весной мы сменили стадию неприятия и гнева на стадию торга и всё-таки прикупили по комплекту защитных масок каждый, рынок уже был заполнен масками на любой вкус - в том числе художественный. Появились маски с "Криком" Эдварда Мунка, со "Звездной ночью" Винсента Ван Гога, с "Рождением Венеры" Сандро Боттичелли; "Русский музей" выставил маски по мотивам картин Казимира Малевича - вот только передвижники отстали (но, может, я просто не видела).

В этом смысле мне понравилась идея печати на масках орнаментов, созданных Любовью Поповой и Варварой Степановой для Первой ситценабивной фабрики почти 100 лет назад.

марка Heart of Moscow, прославившаяся симпатичными московскими сувенирами и весёлыми значками с памятниками столицы, выпустила маски с принтами по мотивам работ российских авангардистов 1920-х. (Текст c сайта Wonderzine).
марка Heart of Moscow, прославившаяся симпатичными московскими сувенирами и весёлыми значками с памятниками столицы, выпустила маски с принтами по мотивам работ российских авангардистов 1920-х. (Текст c сайта Wonderzine).

Как пишут производители, это многоразовые маски, верхний слой из сетки, нижний - из хлопка. Их можно стирать или отпаривать. А если прочесть описание в Wonderzine, то появится ключевое слово "экологичные". Ясно, что в наши дни такой эпитет скорее мотивирует на покупку, чем слова "роскошные" или "из итальянских тканей". Более того, мне кажется, что экологичность конечного продукта очень рифмуется с изначальными идеями авторов принтов.

Эскиз принта для ткани. Любовь Попова. Взято из книги Т. Стриженовой "Из истории советского костюма", М., 1972
Эскиз принта для ткани. Любовь Попова. Взято из книги Т. Стриженовой "Из истории советского костюма", М., 1972

Любовь Попова преподавала на живописном факультете ВХУТЕМАСа - пожалуй, самого передового художественного учебного заведения своего времени. ВХУТЕМАС был создан на базе Свободных государственных художественных мастерских - они появились двумя годами ранее согласно указу, подписанному лично Лениным. Для поступления в мастерские не требовалось ни наличие среднего образования, ни сдача экзаменов - желающие посещали классы знаменитых художников, которые преподавали в свободной манере. ВХУТЕМАС унаследовал новаторские методы педагогики от Свободных мастерских. Преподаватели создавали собственные программы и набирали желающих в свои мастерские. Так, Попова вместе с архитектором Весниным вела занятия, в рамках которых учила работать с цветом, передавая через цвет текстуру поверхности. Новаторский подход - и очень в духе 1920-х.

Когда появилась возможность сотрудничества с настоящим текстильным производством, Любовь Попова вместе с подругой Варварой Степановой откликнулась на нее. Художницы создавали эскизы тканей для Первой ситценабивной фабрики, следуя собственным правилам.

Эскизы тканей Варвары Степановой, тоже использованные для изготовления защитных масок.
Эскизы тканей Варвары Степановой, тоже использованные для изготовления защитных масок.

Во-первых, новаторские орнаменты создавались новаторскими методами: исключительно при помощи линейки и циркуля. Таким образом художницы хотели подчеркнуть технократичность нового искусства. Во-вторых, сами орнаменты несли идею нового визуального образа для новой женщины.

Третий пункт - и, пожалуй, самый важный - относится только к работам Поповой. Художница рисовала не только ткань, но и «примеряла» новый орнамент на эскизе готовой вещи, пытаясь создать гармоничное платье, где принт и крой дополняют друг друга. Она проверяла, не слишком ли принт перегружает вещь, в ряде случаев отказывалась от заполнения всего пространства, оставляя орнаментированными только отдельные полосы или отдельные детали платья. И в этом стремлении объединить в работе и текстильный и модный дизайн тоже было свойственное эпохе стремление создавать "вещи под ключ", готовые решения для жизни.

Конструктивисты утверждали, что функция вещи должна диктовать ее крой и влиять на выбор материала. Варвара Степанова активно участвовала в экспериментах с прозодеждой - костюмами, создаваемыми под нужды представителей разных профессий. И идеи прозодежды проникали в сферу моделирования в целом. Причем тут экологичность масок?

Новое поколение потребителей при покупке вещи задумывается не только о том, как вещь будет носиться, но и о том, как она будет утилизирована. Подлежит ли переработке, сколько прослужит, и в данном контексте вопрос экологичности выходит в один ряд вместе с функциональностью. Таким образом экологичные многоразовые маски с принтами, созданными при помощи циркуля и линейки - продукт абсолютно не противоречащий сам себе.