Ну что, попробуем разобраться...
Существует несколько различных методов съёмки. Как правило, они отличаются друг от друга не пожеланиями или прихотью оператора, а характером снимаемых объектов. Например неподвижных или находящихся в движении. Сейчас мы говорим только о постановке камеры.
Что следует снять с рук, что со штатива? А для чего нам понадобится стабилизатор?
Давайте оставим до некоторого времени сложности и не будем пока рассматривать такие дорогие и трудоёмкие методы съёмки как съёмка с тележки и рельс или с операторского крана. Разберём пока только самые простые примеры.
Самый распространенный и самый простой способ съёмки, это когда камера неподвижна.
Простой не значит плохой: обратите на это внимание! Во многих случаях он просто обязателен!
Психологически, неподвижная камера создаёт у зрителя ощущение, что он
наблюдает за всем, словно, в раскрытое окно, ну или в неподвижный экран. Будто, это сцена в театре. Как раз для такого рода съёмок лучше всего использовать штатив.
Например, если вы стоите или тем более, сидите, то не стоит просить кого-то снимать Вас с рук. Если он не профессионал, то результат будет значительно хуже, чем самостоятельно поставить телефон или камеру на штатив.
То есть, я хочу сказать, что если человек в кадре неподвижен, то самый оптимальный способ съёмки такого объекта – это съёмка со штатива. Она же и самая простая.
Камера крепится на штатив, выставляется по высоте, проверяется линия горизонта и выставляется композиция.
После чего на камере выставляется глубина резкости и экспозиция. Все! можно жать кнопку записи и начинать съёмку.
Ну и если вы снимаете себя сами, то нам также понадобиться штатив. Или какие-то другие, более трудо- и время- затратные способы крепления камеры неподвижно.
Думаю, с этим пока понятно.
Давайте перейдем к подбору штатива
Какие наиболее важные требования к штативу, а какие приятные дополнения.
Самая важная его часть - это устойчивость.
Необходимо, чтобы камера не шаталась, не болталась, и была устойчива не только к ветру но и надёжно стояла и не покачивалась, например, от скрипящих, прогибающихся половиц.
Понятное дело, что каждый штатив предназначен для определенного веса камеры, который указывается в технических характеристиках как максимальная нагрузка...
Однако, не стоит верить производителям, лучше вычитайте из заявленных цифр сразу одну треть. Как правило это и будет настоящая максимальная нагрузка штатива...
Позже, я расскажу почему...
Самый простой способ проверки хорошо установленной на штативе камеры - это легкое постукивание по ней, когда она надёжно закреплена на штативе...
При этом, камера не должна иметь ни каких, даже малейших колебаний...
Если при постукивании по камере – она трясется и покачивается, то такой штатив не годится. Ничего кроме постоянных проблем и пересъёмок отснятого материала он вам не принесет... Уж поверьте.
Ну и конечно, если вы закрепите на штативе камеру превышающую весом
допустимую нагрузку – она не упадет,
нет, но вот тест на вибро-устойчивость
она уже не пройдет, это точно )
Ещё один
важный параметр штатива
его диапазон высоты. Максимальная
и минимальная высота, с которой штатив позволяет вести съёмку.
Чем ниже может опуститься штатив
в рабочем положении и чем выше
может подняться, тем более универсальным для съёмки будет данный штатив.
Старайтесь не брать штативов с максимальной высотой менее полутора метров. Такая высота штатива не будет вам позволять правильно снимать людей ростом выше 170см.
А часто это весьма серьезное ограничение.
Ну и конечно, на вкусное мы оставляем
компактность и вес штатива.
Думаю, логично, что если вы планируете носить штатив с собой на съёмки, то лучше смотреть на
более лёгкие и компактные экземпляры.
Поверьте, чудес не бывает.
И если штатив лёгкий,
компактный и имеет широкий диапазонр регулируемойвысоты, то стоимость его будет соответствующей.
Не гонитесь за дешевизной.
Большинство недорогих штативов,
по факту оказываются просто бутафорией. Пользоваться которыми
к сожалению не возможно.
С этим разобрались.
Вернёмся к съёмке.
Должен ли человек обязательно находиться неподвижно только на одной точке во время съёмки со штатива?
Вовсе нет.
Неподвижная камера подразумевает, что мы, как зрители, видим комнату или ограниченное пространство, и уже в этом пространстве происходит действие. Объект может перемещаться
в пределах кадра, но так, чтобы не выпасть из кадра и не нарушать законов композиции.
Если объекту необходимо перемещаться так, что он не может оставаться в поле неподвижного кадра,
чтобы не выпадать из него, то нам стоит подумать над другим способом съёмки...
А какие есть ограничения по выпадению человека или другого объекта из кадра я расскажу в одном из следующих роликов...
Поэтому, если не хотите пропустить
полезную информацию,...
подпишитесь на канал.
Второй
способ съёмки, который вам однажды непременно будет необходим, это съёмка движущихся объектов.
Когда, и самое главное как, следует осуществлять такую съёмку?
Для этого нам понадобиться, или риг
(плечевой упор), либо стадикам, (устройство для стабилизации камеры), либо уже известный всем
современный прибор – электронный
стабилизатор...
Все эти устройства необходимы как раз
только для движущейся камеры.
Поскольку, взять в руки телефон или камеру и начать с ней движение,
занятие, мягко говоря, такое себе, так как все, что вы снимите, вероятно, будет брак!...
Конечно,
в современных смартфонах и камерах уже есть встроенные системы
стабилизации, но использовать их
лучше всего только для фотографий,
так как для видеосъёмки подобные системы пока ещё не дотягивают по качеству стабилизации...
Либо использовать их когда вы снимаете с рук имитируя штатив.
Тогда они могут нивелировать микро
дрожание. И, к сожалению, пока, никак иначе.
Есть
и ещё один популярный способ видеосъёмки – это съёмка с рук.
Правильнее сказать с плеча... В этом случае для удобства хвата и улучшения стабилизации, камера устанавливается
на специальный риг, который в свою очередь, кладется на плечо оператора,
или устанавливается на специальный плечевой упор. На него же,
как правило, крепится дополнительное навесное оборудование.
Как, например, внешний аккумулятор, операторский монитор, различные системы управления фокусом и все что будет ещё необходимо.
Так вот, при таком
расположении камеры, существует два способа
съёмки.
Первый –
это когда оператор стоит и имитирует штатив. Заметьте,
это тот случай, когда снимаемый объект неподвижен, ну или мало подвижен...
И второй,
когда оператор следует
за идущим человеком...
Если,
находящийся в кадре человек
идет, или передвигается по кадру, то только в этом случае оператор может начать плавно идти за объектом.
В связи с тем, что
неровное движение камеры, так или иначе будет заметно, то надо отметить, важный момент, что, оператор не может идти, если человек в кадре остановился и стоит на месте.
Оператор начинает и заканчивает движение всегда синхронно с идущим человеком...
Тогда, неровность в движении камеры, компенсируется движением идущего в кадре человека и,выглядит весьма органично.
При соблюдении
всех этих ограничений - допустима съёмка с рук...
Хотя, и даже в этом случае, желательно использовать стабилизатор, поскольку
съёмка с плеча, (с рига) требует значительных навыков и умения, а значит времени и тренировок.
Это не значит, что я утверждаю, что съёмка со стабилизатора не требует навыков. Конечно требует. Понадобятся часы и часы проб и тренировок, пока вам удастся снять качественное движение.
Обязательно поговорим об этом подробнее в одном из роликов и я расскажу о том, как лучше снимать на стабилизатор. Какие есть приемы, фишки и особенности такой съёмки.
Как это сделать лучше, а как делать не стоит.
Давайте наконец-то разберемся с третьимвидом съёмки.
Съёмка со стабилизатора.
Такой способ,
позволяет сделать куда как более плавное движение камеры, чем съёмка с плеча и уж тем более с рук. Обычно его используют для создания эффекта скользящей камеры.
Со стабилизатора уже можно пытаться
имитировать движение камеры по рельсам, что позволяет оператору двигаться самостоятельно даже в момент отсутствия движения человека в кадре.
Скажем, укрупниться по кадру со среднего на крупный план стоящего человека.
Обычно, это делается, если есть задача
акцентировать внимание зрителя на эмоцию или напряжённое лицо героя, в кадре.
Со стабилизатора так же можно снять
ровные проезды из автомобиля,словно камера пролетает по воздуху. Или плавно проплыть камерой вместе с идущим человеком или другим объектом.
Даже съёмка субъективного взгляда,
так называется один из кино приемов,
когда зритель видит происходящее глазами героя, значительно ровнее при съёмке на электронный стабилизатор.
Однако, всегда следует помнить, что если, движущиеся объекты, (когда камере необходимо быть в движении) лучше снимать со стабилизаторов, тележек на рельсах или стадикамов, то вот людей, которые просто стоят или сидят, действительно лучше снимать со штатива или монопода.
Не стоит думать,что стабилизатор может заменить штатив.
Это не так. Даже если мы выставим стабилизатор как штатив, он не будет в полной мере заменой штативу.
Потому что стабилизатор все равно будет постоянно дышать. Немного,
миллиметрами, изменять положение кадра вверх вниз или влево, вправо...
Поэтому, резюмируя все выше сказанное: если снимаемый объект, человек, находится в пределах кадра, то для съёмки нужен штатив.
Если снимаемый объект идёт или движется и необходима мобильная камера, то самое простое решение -
электронный стабилизатор.
Ну, а если вам
все таки, пришлось
снимать с рук, то старайтесь держать камеру крепко, прижимая локти к телу и постоянно следя за тем, чтобы камера была неподвижна. Это, не простая задача, однако, после некоторых тренировок, у вас обязательно получится.
И конечно же
жду ваших вопросов и пожеланий. А увидимся - прямо сейчас, здесь в комментариях.
Постараюсь ответить всем.
Рад всем кому это интересно.