Найти в Дзене
Добрый Репетитор

Теория литературы: роды и жанры

Оглавление

Базовые сведения, необходимые для изучения литературы в школе.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Друзья! Я переработала свою старую таблицу "Роды и жанры литературы". Старую публикацию, конечно, удалила. Предлагаю более полную версию.

Роды и жанры литературы

Эпос

Основные черты: повествование о событиях, изображение внешнего мира.

Основной признак – событийность, сюжетность.

Пространственных и временных рамок нет. Возможно любое количество персонажей. Повествование стремится к объективности.

Эпические жанры:

Роман – большая форма эпического жанра, многопроблемное изображение человека в процессе его развития.

«Обломов» А. Гончарова, «Отцы и дети» И. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского

Роман-эпопея – роман с широким изображением народной жизни в переломные исторические эпохи.

«Война и мир» Л. Толстого, «Тихий Дон» М. Шолохова

Повесть – «средний» жанр эпического рода. В отличие от романа, где возможно нарушение хронологии, в повести материал излагается последовательно, в повести не ставятся задачи глобального исторического характера.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя («Вий», «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка»), «Нос» Н. Гоголя, «Повести Белкина» А. Пушкина («Выстрел», «Барышня-крестьянка»)

Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей.

«Муму» И. Тургенева, рассказы А. Чехова

Этим список эпических жанров не исчерпывается. Новелла, очерк, притча, сказ - ряд можно продолжить.

Лиро-эпика (лиро-эпос)

Основные черты: сюжетное повествование в стихотворной форме, события и персонажи получают определенную эмоциональную (лирическую) оценку повествователя.

Лиро-эпические жанры:

Поэма – средняя лиро-эпическая форма, где прослеживается сюжет.

«Мцыри» М. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо»
Н. Некрасова, «Василий Тёркин» А. Твардовского
Роман в стихах («Евгений Онегин» А. Пушкина)

Баллада – повествовательное стихотворение с напряжённой интригой и драматическим развитием сюжета.

«Светлана», «Людмила» В. Жуковского, «Бесы» А. Пушкина

Басня – краткий рассказ (стихотворный или прозаический), в котором осмеиваются людские пороки и делаются нравоучительные выводы. Басня основана на аллегории.

«Квартет», «Мартышка и очки» И. Крылова

Лирика

Основные черты: изображение внутреннего мира личности в смене впечатлений, настроений, ассоциаций.

Основной признак – экспрессивность. Лирика субъективна. Возможно отсутствие событийного сюжета.

Лирические жанры:

Ода – жанр, воспевающий какое-либо важное историческое событие, лицо, явление

«Вольность» А. Пушкина, оды Ломоносова

Лирическое стихотворение – малая форма, написанная или от лица автора или от лица вымышленного лирического героя.

«Я вас любил» А. Пушкина

Сонет – лирическое стихотворение, состоящее из 14 строк. Должна соблюдаться определённая рифмовка.

Сонеты Шекспира

Элегия – грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своём месте в мире

«Погасло дневное светило» А. Пушкина

Эпиграмма – короткое остроумное стихотворение, высмеивающее какое-либо конкретное лицо.

«На Воронцова» А. Пушкина

Этим список эпических жанров не исчерпывается. Послание, эпитафия, сатира, песня, мадригал, гимн, романс - ряд можно продолжить.

Драма

Основные черты: Изображение человека в конфликтной ситуации.

Конфликт – основа любой пьесы.

В драме отсутствует повествователь и описательное изображение. Основа текста – монологи и диалоги персонажей (их количество конечно).

Драматические жанры:

Комедия – жанр, в котором характеры, ситуации представлены в комическом виде.

«Недоросль» Д. Фонвизина, «Ревизор» Н. Гоголя, «Горе от ума»
А. Грибоедова

Трагедия – вид драмы, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт (неразрешимый).

«Гамлет» В. Шекспира

Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлён, разрешим в принципе.

«Гроза», «Бесприданница» А. Островского, «Три сестры» А. Чехова

Уважаемые читатели! Пусть теория литературы даётся вам легко. Удачи!

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ - будем учиться вместе.

Читайте статью "Пять вопросов о тотальном диктанте"