Венгр Ласлав Дзедуш до 20 лет активно занимался спортом. И командные виды и лёгкая атлетика с плаванием позволяли крепко растущему юношескому организму быть, что называется в теле. Студенту Будапештского университета «грозила» повышенная стипендия за успехи не только в спорте, но и учебе. Но всё же тайной страстью Ласлава был бег. Причем полную свободу он ощущал в кроссе по пересеченной местности, где ноги и «дыхалка» тренировали выносливость в полную силу. В детстве, до переезда в крупный город, он таким образом покорил все местные вершины в округе.
После учебного года, как обычно, на национальную спартакиаду начали набирать сборную по лёгкой атлетике. Ласлав был в списках участников соревнований на 800 и 1500 метров. Это очень трудные дистанции, но венгерский студент с ними справлялся уверенно: всегда был в призёрах и приносил зачётные очки родному ВУЗу.
В один из дней главный тренер подошёл к Дзедушу, и они о чем-то долго разговаривали. В результате, юношу выставили на стайерский забег на 5000 метров, а заменили — на «полуторке»…
На предпоследнем 12 круге Ласлав был в хвосте группы. Ему важно было только участвовать в забеге (закрыть вид), но он не привык бегать «просто так». Ласлав ускорился и стал «съедать» одного за другим соперников. Причем, обходя всех поодиночке, юноша успевал поравняться с оппонентом и двигаться параллельно несколько метров, словно, забирая у того энергию. Второе место принесло Дзедушу не только серебро, а перевело его беговое сознание из средневиков в стайеры!
За три следующих года герой спартакиады не проиграл ни одного забега, в том числе и на всемирной Универсиаде. В сборную Венгрии требовался молодой амбициозный атлет-стайер. Ветеран Ференц Кочеш хоть и показывал результаты международного уровня, но лучшие годы были позади. Тем не менее, он все еще считался ещё лучшим бегуном на 10000 метров. Все бегуны готовились к национальному чемпионату.
Финал самой длинной дистанции на стадионе (по беговой дорожке) возглавили Дзедуш с Кочешом. Они легко ушли от основной группы, и после 7- го километра стало ясно, что золото разыграют эти двое. На за 500 метров до финиша Ласлав посмотрел на чуть отставшего чемпиона и стал наращивать скорость. Силы будущего победителя словно прибавлялись с каждым «шагом».
Национальный рекорд пал, и стадион стоя встречал нового чемпиона — Ласлава Дзедуша! Его главный соперник Кочеш едва добежал до финиша и рухнул на дорожку. Тому уже было не важно, какое место он занял: ушла «венгерская эпоха» …
Покорив все вершины стайерского мастерства, Ласлав стал присматриваться к марафону. 42 км 195 метров ещё были непокоренной вершиной в списке достижений 6- кратного чемпиона Венгрии. Но на мировых дорожках и шоссе доминировали кенийские бегуны, и не было им конкурентов. В каждом финале на 5000 и 10000 метров африканцы попадали всегда и были безусловными фаворитами. Но Дзедуш с ними привык разбираться в своем «стиле»: поравнявшись и пробежав рядом с ним 100, 200, 500 метров, он его затем оставлял за своей спиной, причем бывало и в финишном створе. На стадионах кенийскую сборную представляли, в основном, молодые стайеры. Все основные силы давно были задействованы на всемирных марафонах с солидным призовым фондом.
Берлинский марафон давно стал полигоном для установления мировых достижений. Марафонские трассы бывают разными и по профилю и рельефу. Но кенийская непобедимая четверка во главе с легендой Валеомом внедряла на дистанции свой план. И уже 4 года марафоны были под властью кенийских бегунов.
Ласлав готовился достаточно долго к Забегу. Настоящий марафон начинается после 35 км, и он это прекрасно знал. 9 место для первого раза было неплохо. Затем последовали Лондонский, Нью-Йоркский, Бостонский марафоны и на всех венгр был в десятке, постепенно сокращая время до кенийцев.
Марафон в Марокко был назначен на сентябрь. Но все равно кенийцы считались фаворитами. После 37 километра легендарный квартет кенийцев и догнавший их венгр побежали во весь опор «разыгрывать» пьедестал. Ласлав, что называется, сел на колесо, Но по команде Валеома, первая тройка ещё больше ускорила темп, словно пожертвовав четвертым коллегой. Дзедуш понял, что если рванет за ними, то и сам не добежит. Слишком тяжело далась ему погоня…
Опыт марафонца приходит с годами. Ласлав все же быстро учился, и вскоре мировые агентства начали обращать внимание на «белого» спортсмена, который в одиночку даёт бой, причем весьма успешны, непобедимой кенийской армаде.
Очередной старт был дан в Сиднее на австралийском континенте. Забег по шоссе по пустынным местам, под палящим солнцем, и где мало населенных пунктов все, что нужно для победы африканской команде.
Но Белый вихрь, так прозвали газетчики венгра, тоже прилетел выигрывать. Время пришло. Только тактику Ласлав сменил полностью…
Уже со старта он стал держать в поле зрения группу темнокожих спортсменов, и как только они рванули после 21 километра, он «приклеился к ним. Все попытки кенийцев удрать ни к чему не привели. Развязка наступила на 37 км. Снова африканская тройка оставила четвертого на съедение Дзедушу. Но Ласлав его спокойно обошел и ринулся за лидерами. На 39 км третий кениец «отвалился» от тройки будущих призеров. А за 1 км до финиша Дзедуш с Валеомом остались один на один.
Раньше марафонцы финишировали ранним утром на стадионе, и лишь немногочисленные зрители приветствовали чемпионов. Но на этот раз все трибуны были заполнены, все ждали развязки. Что было потом, телевидение показало крупным планом. Валеом первым выбежал из тоннеля на дорожку, и трибуны его начали было приветствовать. Но через 3 секунды вслед за ним «вылетел» Дзедуш и тогда болельщики стали яростней кричать уже его имя. Валеом спиной чувствовал венгра, но на вираже все же посмотрел назад. Это негласный знак, что лидер боится преследователя, а Дзедуша уже нельзя было остановить.
Фотография с вскинутыми в створе руками Ласлава Дзедуша обошла все мировые форумы. Но, что больше всего изумило Валеома, который едва шел на ногах, — венгр бежал с национальным флагом почетный Круг и улыбался. Так родилась легенда о Белом Вихре!