Найти в Дзене
Евгений Аржевский

Iron Maiden. Seventh Son of a Seventh Son (1988)

Текст: Гэвин Беддли

Перевод: Евгений Аржевский

Вышедший в 1988 году альбом Seventh Son of a Seventh Son стал, предсказуемо, седьмой по счёту полноформатной студийной записью Maiden. Кроме того он стал (и остаётся по сей день) первым и единственным концептуальным альбомом группы. Вроде бы концептуальные альбомы вымерли за десять лет до этого релиза, ещё в эпоху панк-рока. Но оказалось, что преданным фанатам по-прежнему нравилась такая форма, а Maiden на примере более ранних записей уже показали, что не идут на поводу у музыкальной моды.

В этом альбоме Maiden не следуют источнику вдохновения буквально, как в случае с поэмой Кольриджа и песней “Rime of the ancient mariner” из альбома “PowerSlave” 1984 года. В Seventh Son of a Seventh Son они скорей выстраивают связи между композициями с помощью нарратива, собранного из нескольких историй. Припев «шесть, шесть, шесть» помог группе вырваться на большую сцену с альбомом Number of the Beast (тут не обошлось без Голливудского «Омена», который вдохновил их сочинить заглавную песню), и цифра шесть постепенно сделалась узнаваемой дьявольской цифрой. Семёрка тоже имеет мистическое значение в нескольких фольклорных традициях – например, когда седьмой сын рождается у седьмого сына, то по поверью он может быть наделён чудесной силой.

Этой идеей загорелся американский писатель Орсон Скотт Кард – из его романа «Седьмой сын» родился популярный цикл книг, которые в свою очередь побудили Стива Харриса начать работу над своим концептуальным альбомом. Харрис, несомненно, был впечатлён романом Скотта, а вот что думал сам Скотт, набожный мормон, по поводу мейденовской интерпретации, содержащей явные отсылки к Алистеру Кроули, остаётся загадкой. Интерес Брюса Дикинсона к этому блестящему интеллектуалу широко известен и находит отражение в сольном альбоме певца (Chemical Wedding 1998 г.), а также в его сценарии к фильму, вышедшему на экраны в 2008 году, который получил в американском прокате название «Кроули».

Наиболее очевидное свидетельство влияния Кроули – песня «Moonchild»(дитя луны). С этой песни начинается Seventh Son, а её название было позаимствовано у романа Кроули, который повествует о битве чёрных и белых магов за судьбу ещё не родившегося ребёнка во время Первой мировой войны. Алистер Кроули верил, что если зачать ребёнка в определённых ритуальных условиях, то можно поймать в ловушку духа или демона, и тогда родится на свет дитя луны.

Третьим весомым мотивом для создания альбома послужила смерть выдающегося британского медиума Дорис Стоукс. Харис задался вопросом: если Стоукс действительно была спиритом, могла ли она предвидеть собственную смерть? Этот риторический вопрос просится эпилогом, но у Maiden из него родился текст «Clairvoyant» – предпоследней записи на пластинке.

Известно, что всё меню никуда не годится, если последнее блюдо не производит эффекта, но альбом Seventh Son это самый настоящий пир. Разрозненные элементы создают некоторую размытость фабулы, но они достаточно структурированы и насквозь пронизаны чувственным вокалом Дикинсона. Важно, что дорожки, из которых складывается сага об обреченной провидице, эффектно звучат и по отдельности. Действие в романе Карда происходит в основном в Америке XIX века, но Seventh Son of a Seventh Son побуждает нас к созданию нарратива в том времени и месте, которые подскажет наша собственная фантазия. Песни Can I Play with Madness и The Evil That Man Do (название последней взято из шекспировской пьесы «Юлий Цезарь») увидели свет в качестве синглов наряду с Clairvoyant, но в этой троице The Evil That Man Do определённо занимает более сильную позицию. В целом альбом очень впечатляющий, и многие фанаты считают его вершиной творчества Дикинсона во время его первой каденции в группе.