Ещё Сенека , в " Нравственных письмах Луцилию " признавал , что душой наделены не только люди и животные ,но и растения : " ведь мы согласны, что у растений, у деревьев есть душа, коль скоро говорим, что они живут и умирают " .
Сравнительная психология - это изучение поведения животных и его психологических основ. Но термин не всегда был таким ограничительным. Примерно до 1935 года поведение растений также фигурировало в полевых текстах. Умберто Кастиелло из Университета Падуи утверждает, что настало время, чтобы растения вернули себе законное место в изучении психологии нечеловеческих организмов.
В статье, опубликованной в Journal of Comparative Psychology , Кастиелло собирает ряд недавних доказательств того, что растения могут общаться, запоминать, распознавать родственников, принимать решения и даже считать - «все способности, которые обычно можно было бы назвать когнитивными, если бы они наблюдались у животных». . Далекие от того, чтобы быть жестко запрограммированными и негибкими респондентами изменяющегося мира, они могут адаптироваться к изменениям, извлекать выгоду из классической обусловленности и даже предсказывать будущее.
На карту поставлено не только улучшенное понимание растений, - пишет Кастиелло: «Поскольку растения следует рассматривать как когнитивные агенты как таковые, они предлагают нам уникальную возможность для сравнительного подхода, который потенциально может привести нас к« корням »познания. ”
Растения явно способны к любым чувствам - они могут обнаруживать все, от изменения уровня дневного света до уровня жизненно важного питательного фосфора в почве и сигналов друг от друга.
А когда дело доходит до коммуникации, у растений есть разные методы. Кастиелло утверждает, что их сложное использование набора летучих органических химикатов (ЛОС) можно рассматривать как язык, поскольку различные группы ЛОС можно гибко использовать в новых взаимодействиях и новых контекстах. Комбинация различных ЛОС позволяет растению передавать информацию о нападении травоядного животного или, например, о более общей ране. Есть даже свидетельства наличия диалектов у разных видов и того, что более близкие растения лучше понимают друг друга . Это может означать, что сигналы нападения хищников будут работать для защиты родственников больше, чем неродственных растений.
Свидетельства об обучении растений также растут. Например, после того, как его неоднократно роняли на пол, Mimosa pudica (часто известная как «чувствительное растение» или «не трогай меня») перестает реагировать своей обычной реакцией складывания листьев на шок - она приходит к «пониманию», что падение на пол - это «нормально», но остается чувствительным к другим типам нападения. Еще более примечательно то, что лабораторное исследование показало, что саженцы садового гороха могут узнать, что внезапное увеличение потока воздуха, вызванное вентилятором, сопровождается появлением (желательного) синего света, и затем они будут расти к вееру даже при его отсутствии. света. Эта работа демонстрирует тренировку классическим кондиционированием.
В другом исследовании было обнаружено, что растения гороха принимают «решения», похожие на те, которые принимает человек. В этом исследовании корни каждого растения были разделены между двумя разными горшками, один из которых получал постоянный уровень питательных веществ, а другой - переменный. Общий уровень питательных веществ в этих парах горшков также варьировался, так что некоторые пары имели высокие уровни, а некоторые низкие.
При общем низком содержании питательных веществ растения выбрали безопасный вариант горшка со стабильным (если не удовлетворительным) уровнем питательных веществ, сосредоточив рост корней в этом горшке. Но в условиях более высокого уровня питательных веществ они выбрали горшок с переменным уровнем. Как пишет Кастиелло: «Эксперимент показал, что растения способны реагировать на риск и переключаться на склонное к риску или избегающее риска поведение в зависимости от наличия ресурсов».
Кастиелло также приводит доказательства того, что, хотя растения будут конкурировать за ресурсы, они также могут поддерживать друг друга, обмениваясь питательными веществами через микоризную сеть грибов, которая соединяет корневые системы деревьев. Как он сообщает, одно исследование даже показало, что деревья бумажной березы и дугласовой ели, растущие вместе в лесу в Британской Колумбии, знали, когда кому-то нужна была помощь, чтобы избавиться от излишков углерода, и с готовностью давали ее. Подобная взаимная щедрость, основанная на необходимости приносить пользу всем, очень похожа на благотворительность, основанную на потребностях, наблюдаемую в человеческих обществах .
В своей статье Кастиелло также рассматривает исследования, демонстрирующие, что растения могут изучать форму структуры, на которой они растут, и адаптироваться к ней, выбирать, где жить (направляя их рост), сотрудничать с муравьями и многое другое.
«Вопрос должен заключаться не в том, являются ли растения когнитивными организмами, а в том, как растения используют свои познавательные способности», - пишет Кастиелло. И поскольку работа предполагает, что сложный централизованный мозг не является необходимым для когнитивного поведения, это имеет значение для того, как мы понимаем познание.
В течение последнего столетия исследования растений были сосредоточены на их физиологии. Кастиэльо, например, хотел бы, чтобы это изменилось. По его словам, у психологов есть набор инструментов и методов, доступных для изучения поведения растений, и они также находятся в идеальном положении, чтобы теоретизировать о механизмах, лежащих в их основе.