Найти тему

Зачем Петр строил флот на горе? Сходили в музей "Ботик Петра" и вот что узнали.

Оглавление

Музей "Ботик Петра Первого" - был одним из обязательных пунктов нашего посещения в этом году, и вот почему:

  1. Я там ни разу не была (ну, так сложилось)
  2. Этот музей рассказывает об одном из очень важных моментов русской истории - зарождении флота. Я историк по образованию и считаю важным обращать внимание на такие сюжеты в поездках по стране.
  3. А еще у нас была важная-личная причина - мой муж в этом году полгода провел... в кругосветном плавании (нет, он не моряк). Поэтому все, что связано с флотом у нас теперь вызывает море чувств. Разных :)

Ну а если серьезно - мы просто хотели хорошо и с интересом провести время с маленьким ребенком. Гриша всего два года (и три месяца) было на тот момент и, конечно, развлечения для него нужно выбирать особенно тщательно. Подумали, что всякие лодки-корабли отлично подойдут, тем более, что папе есть что рассказать из его личного опыта.

Этим летом мы путешествовали по городам Золотого Кольца, вели дневник путешествия на Дзене, почитать можно тут).

В общем, собрались, поехали. В первый день доехать не успели - музей закрывается довольно рано, в 18:00 летом (а осенью вообще до 16:30!).

А вот во второй день - доехать получилось!

Первое впечатление было слегка разочаровательным: если вы ездили вдоль Плещеева Озера, то наверняка видели большой черный корабль-кафе на его берегу. На нем еще надпись: "кафе Ботик". Так вот: это никакой не исторический корабль (ну, так вряд ли кто подумает, но мало ли...), и даже не отдел музея (я поначалу думала, может это музейное кафе или что-то вроде того). Это просто какая-то частная лавочка: поставили большой деревянный сруб на парковке, открыли в нем кафе, сделали надпись. Честно скажу, вид там очень не аккуратный, зашли в кафе - и даже не решились там поесть. Не могу рекомендовать это место. Ощущение, что все старое, грязное, замызганное. Хотя соблазн посидеть в кафе в видом на озеро был большой...

Вид на парковку перед музеем. Неприятное место и опасное...
Вид на парковку перед музеем. Неприятное место и опасное...

Хотя в целом, кафе получилось "тематическое" - прямо напротив парковки находится лестница вверх - на гору Гречмяч, к тому самому музею. В этом, не сомненно, плюс: оно "маркирует" музей и мимо не проедете.

А вот найти парковку там будет сложно! Нам пришлось притулилисть на обочине, а потом идти вдоль трассы с маленьким ребенком на руках - никаких тротуаров там не предусмотрено, все вообще удивительно бестолково и очень опасно.

Отсюда первый совет: приезжайте в Ботик Петра (в музей!) рано утром или в будни, когда народу не много.

Второй момент: покупка билетов.

Покупать билеты нужно внизу, у той самой горы. Причем организовано все снова мягко скажем, не очень удобно: маленькое пространство, за спиной у вас сразу трасса, очередь, нет плана музея и понимания, куда нужны билеты и сколько их брать. Но нам повезло (как мы сначала подумали) - напротив основной кассы стоял микроавтобус (музейный) и тетенька сказала, что она тоже может продать билеты - а, значит, можно не стоять в кассу. Мы попросили нам все самое важное и получили билетики:

2 взрослых на вход (по 50р.), 2 взрослых на "Ботный дом" (по 60р.). Григорий прошел зайцем бесплатно, так как слишком мал.

(Спойлер: в последствии оказалось, что нам билеты продали не во все экспозиции, и нам пришлось еще на верху снова стоять в очереди и покупать билеты в "белый дворец" - по 100 рублей со взрослого)

Отсюда второй совет: определитесь заранее, на какие экспозиции вы хотите попасть и покупайте билеты сразу "оптом", чтобы беречь свое время и нервы.

-3

Подниматься по ступенькам было здорово - и вид с горы открывается прекрасный. Ради этого одного уже точно стоит в музей сходить. Хотя, честно скажем, мы слегка запыхались - ну, во первых, потому что пришлось идти в масках, мы ведь путешествовали в короновирусное лето, а народу на лестнице было очень много! Поэтому маски не снимали, дышали через них (на фото, правда, папа маску снял - вида в кармане!).

Примерно на середине подъема, под большим дубом - удобная скамейка и памятник Петру. Очень красивое и атмосферное место. И тут мне в первые стала закрадываться мысль: а почему все-таки судоверфь была на горе??? странно...

Петр Первый показывает широким жестом в сторону Плещеева озера. И кафе "Ботик" здесь смотрится очень органично.
Петр Первый показывает широким жестом в сторону Плещеева озера. И кафе "Ботик" здесь смотрится очень органично.

Поднявшись и зайдя на основную территорию музея, мы почти сразу уперлись в хвост очереди... Оказалось, что это очередь в Ботный дом. Честно, если бы у нас не были куплены билеты, мы бы смалодушничали и не стали бы стоять. Но все-таки уплаченные 120 рублей было жалко. Очередь двигалась довольно долго - из-за короны в дом пускали всего по несколько человек. За это время Григорий успел пообщаться со всеми местными детьми, покакать, помыть попу, (адно, попу мыла мама). (Кстати, на территории есть хороший и удобный туалет, это плюс!) и даже покушать.

-5

А вот с кафе вышло не очень: оказалось, на горе нет никакого кафе! Ни кофе попить, ни перекусить, ни даже мороженного не съесть (а очень хотелось!). По этому,

Третий совет: берите еду и воду с собой!

В очереди мы простояли полчаса точно. Наконец, подошла наша очередь и мы уже изрядно усталые вошли в Ботный дом. Это небольшое здание, построенное с единственной целью: сохранить единственный настоящий, сделанный при личном участии Петра Первого бот Потешной флотилии. Несомненно, исторический артефакт и увидеть его было по-настоящему интересно.

-6

Тут пора уже рассказать несколько слов как вообще музей судостроения оказался на горе, так далеко от берега озера. Меня мучала эта мысль весь день и хотя честные экскурсоводы нам подробно объясняли этот феномен, я смогла хорошо разобраться в этом только дома, собирая материалы для этой статьи.

Старейший провинциальный музей

Петр Первый заинтересовался Плещевым озером в 16 лет - ему понравилась «нептунова потеха»: путешествия по воде. И Переяславское озеро оказалось крупнейшим ближайшим к Москве водоемом (рассматривали с этой целью и озеро Неро, у Ростова Великого, но оно оказалось слишком мелкое).

Первые корабли были собраны на реке Трубеж, и, как написал Петр своей матушке: «суда удались все зело хороши».

Поэтому через несколько лет, в 1691 году, он приступил к делу более основательно. На горе Гремяч по его решению возвели дворец, где царь мог остановиться со своей прислугой. Здесь же был деловой двор, состоявший из амбары и мастерские, кузница, судоверфь, на которой строили малые суда.

Н.Г. Петров. Петр строит флотилию на озере Плещеево 1689 г. 1949 г.
Н.Г. Петров. Петр строит флотилию на озере Плещеево 1689 г. 1949 г.

К слову, Петр реально сам участвовал в строительстве судов, выполняя работу... корабельного плотника.

И вот 1 мая 1692 года флотилия была спущена на воду. В честь ее были сделаны несколько оглушительных залпов пушек, поэтому и гору стали звать "Гремяч". Здесь же прошел и первый российский военно-морской праздник.

Д.Н. Кардовский. Петровская флотилия на Переславском озере 25 августа 1692 года. Холст, масло. 263×142 см. 1927 год. Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская обл.
Д.Н. Кардовский. Петровская флотилия на Переславском озере 25 августа 1692 года. Холст, масло. 263×142 см. 1927 год. Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская обл.

Но к середине XVIII века все строения на холме были заброшены. В начале XIX века владимирский гражданский губернатор, князь Иван Михайлович Долгоруков, нашел здесь полусгнивший бот «Фортуна» - единственный корабль из той флотилии, возможно, созданный руками царя. Вокруг корабля был построен небольшом дом ("Ботный дом") - и так был открыт первый провинциальный музей в России.

"Ботный дом" - это самая ценная и самая интересная часть музея.

Бот "Фортуна" занимает почти все пространство "Ботного дома". Можно обойти его вокруг, заглянуть внутрь. А вот сфотографировать сложно - не влезает полностью в объектив. В галерее еще несколько кадров с телефона.
Бот "Фортуна" занимает почти все пространство "Ботного дома". Можно обойти его вокруг, заглянуть внутрь. А вот сфотографировать сложно - не влезает полностью в объектив. В галерее еще несколько кадров с телефона.

После "Ботного дома" мы подошли к Ротонде. Перед ней была красивая композиция - нос корабля, со штурвалом и большая фигура Петра Первого. Гриша завис там на долго, ему понравилось крутить штурвал, понравилось выглядывать в лицо-окошко Петра Первого.

1 из 3
Грише понравилось, а нам не очень - все композиция была в плохом состоянии, доски прогнившие, а приступка, на которую надо было встать, чтобы сфотографироваться в "костюме Петра Первого" вообще в опасном состоянии, с нее легко было упасть.
1 из 3 Грише понравилось, а нам не очень - все композиция была в плохом состоянии, доски прогнившие, а приступка, на которую надо было встать, чтобы сфотографироваться в "костюме Петра Первого" вообще в опасном состоянии, с нее легко было упасть.

Ротонда тоже не историческое здание. Хотя как сказать - все-таки середина XIX века. Да, это не Петровские времена, но все равно довольно давно.

-11

В Ротонду мы, правда, не пошли. Только посмотреть ее снаружи.

-12

Белый дворец строился на добровольные пожертвования на месте старого обветшавшего петровского дворца.

-13

Мы зашли сюда (пришлось докупить билеты) и с удовольствием посмотрели экспозицию: кабинет Петра Первого, подлинные вещи конца XVII века, связанные со судостроительством: инструменты, детали судов, их вооружение и снаряжение. Очень интересно было посмотреть корабельные украшения, выполненные резчиками Оружейной палаты.

-14

Но почему же все-таки так далеко от озера и так далеко от воды? Оказывается, не так уж и далеко - просто озеро раньше было больше, занимало около 70 кв. км. (сейчас 51 кв.км.) - и берег его проходил ровно у подножия этой горы! Поэтому собранные корабли можно было легко скатить на воду - для этого прорыли даже специальный канал.

В общем, мы довольно хорошо провели время, и новые впечатления получили и не сильно устали. Конечно, было бы приятнее не стояит в очереди, иметь возможность выпить кофе с видом на детскую площадку, где можно было бы оставить ребенка поиграть. Надеемся, это все в скором времени в музее появится.

Мое резюме по поездке:

  1. Приезжать лучше в будни, когда можно комфортно запарковаться и не толпиться в очередях.
  2. Лучше заранее понять, в какие здания вы хотите зайти и купить билеты сразу, один раз.
  3. С собой обязательно воду и перекус. Особенно есть идете с детьми.
  4. Ну и если вы любитель истории - то рекомендую присоединиться к экскурсии или взять индивидуальную. ну или внимательно читать тексты. Фонд музея сам по себе не столь интересный: реально крут бот "Фортуна", а остальное просто детали жизни и быта эпохи Петра. Без дополнительных знаний, рассказов - все эти вещи будут слишком беззвучны. А вот если добавить информацию, которую можно почерпнуть из рассказов, текстов и вообще изучении этой темы - будет правда круто.

Можно ли приезжать с детьми - да! Причем и маленьким и постарше будет интересно.

Ну и традиционно, во сколько нам это обошлось:

  • 2 взрослых на вход - по 50р.
  • 2 взрослых на "Ботный дом" по 60р.
  • 2 взрослых на "белый дворец" - по 100р.
  • Гриша - бесплатно
  • Итого: 420 р.

А было бы кафе - оставили бы денег больше! )

-15

Все мои тексты про Переславль можно почитать по тегу #v780_переславль

А вы любите ходить в музей с детьми?

На своем канале я рассказываю о путешествиях по городам Золотого Кольца с ребенком и без: только личные впечатления, только наш опыт. Вот, например, статья "топ 5 причин поехать по городам Золотого Кольца этой осень". Все посты можно увидеть по тегу visitgoldenring Подписывайтесь на мой канал, задавайте вопросы в комментариях - с удовольствием на все отвечу.

-16