Найти в Дзене
СКАЗАНИЕ

Ханские монгольские и русские дворянские корни Марии Соццани, жены Бродского

Оглавление

Поэт провел с Марией не так уж много лет, но все же она застала его поздние годы. Однако предки супруги Бродского заслуживают не меньшего внимания, чем она сама.

Итальянка из России

Это были русские дворяне. Мать Марии носила фамилию Мальцовых, известных коммерсантов. Катерина родилась не одна, а в паре с братом Сергеем. Бабушка Марии Прасковья по матери была из Трубецких, а по бабушке из Оболенских.

Бабушка Катерины принадлежала к роду Барятинских, в прошлом из Рюриковичей. А вот прабабушка ее Анастасия родилась в семье князя Урусова Николая Юрьевича.

Среди Урусовых он отличился тем, что стал отцом сенатора Сергея Урусова, служившего при государе Александре. Ну и тем, что выдал дочь за богатого жениха Мальцова.

Урусовы были древнейшим и многочисленным родом, но не все оставили свой след в истории. Вот дед Николая Василий Урусов тоже выделился благодаря жене. Она у него была из самих Шереметевых - дочка графа и генерала-фельдмаршала Бориса Софья.

Жена Шереметева из монголов

Борис был на секундочку самым первым русским графом, так как титул сей на Руси был не издревле - до того в основном бояре. В 17 лет Бориска женился первый раз. Он уже несколько лет к тому времени трудился комнатным стольником царя.

И невестой его стала стольникова дочка Евдокия. Тем стольником был Алексей Чириков. История этих дворян связана с давними временами, когда по собственному желанию ханский царевич, потомок Чингисхана, вдруг решил принять православие и даже стал святым.

Кадр из фильма "Чингисхан"
Кадр из фильма "Чингисхан"

У Кайдагула, говорят, было много детей. В 17 веке у одного из них, Матвея Чирикова, было четверо сыновей. Младший Никита, дворянин земского собора, был дедом двух внуков. От старшего Михаила Тихоновича на свет появился сын Пантелей, а вот его наследник Алексей женился на девице Сомовой.

Бабушка Федосьи была урожденной княгиней Волконской, отец ее выступал против Лжедмитрия. Вот такая именитая невеста попалась потомку монгола, после уже проще было найти и других аристократов, которые не гнушались родниться с Чириковыми.

Фамилию единственная дочь супругов Евдокия, та самая дочь стольника, получила отцовскую, но это было уже неважно, потому что замуж ее взял сам Борис Петрович Шереметев, о котором даже Пушкин писал.

Снова монголы

Жаль только брак продлился всего четыре года, но детей за это время Евдокия родила троих. Старшую же Соню отдали за потомка Уруса-бия, не далеко отойдя от татарских корней Кайдагула. Урусовых в корнях жены Бродского насчитывается четыре поколения.

Сын Софьи, внук ее, правнук и праправнук. Закончилась эта ветка на женской представительнице рода - Анастасии, давшей потомство Сергею Ивановичу Мальцову, промышленнику, за которого вышла замуж.

Кадр из сериала "Институт благородных девиц"
Кадр из сериала "Институт благородных девиц"

Эта и была прабабушка матери Марии Соццани Катерины. Мальцовы были купцами с многовековой историей. Анастасия родила четверых детей. Всем им предстояло застать октябрьский переворот в России.

Это был непростой выбор и не для всех из семьи он закончился удачно. Но в конечном итоге наследница ханов и аристократов Мария составила пару русскому поэту уже не на родине. Любопытно, что сестрами Марии называют еще двух прославленных женщин - Франку и Карлу Соццани, известных в мире моды и глянца.

Все-таки корни имеют свое значение.