Обучение от SimplePsychology -- Психологическая помощь -- Сотрудничество и реклама -- Публикации -- Видеопроизводство, статьи и слайды
Искажения изображений людских персон уже довольно давно применяется в кинематографе. Причем часто это делалось абсолютно случайно и без какого-либо намерения. Например, такое встречается вот среди таких персонажей детских передач, не говоря уже о знаменитых фотографиях с милыми детскими кроликами.
Однако, впервые описал данный феномен японский робототехник Масахиро Мори.
Как и любой человек, который работает в этой сфере, он хотел, чтобы его творение максимально походило на людей, ведь очевидно, что если машина будет больше похоже на человека, то и мы будем относится к ней более дружелюбно.
И Мори действительно удалось создать робота очень похожего на человека. Однако, его презентация вызвала прямо противоположный эффект, машина выглядела пугающей для людей.
Ученого удивило произошедшее, и он решил исследовать почему же так произошло. В итоге он обнаружил, что мы действительно склонны лучше относится к человекоподобным объектам по мере того, как увеличивается их реалистичность. Однако это происходит до определенного предела, до того момента, пока объект не становиться слишком похож на человека, но все еще не становится им. В этом случае привлекательность объекта резко падает и более того человекоподобный образ начинает внушать страх и дискомфорт
Так и был сформулирован эффект зловещей долины, состоящий в том, что гуманоидный объект, который не является человек, но крайне приближен к нему по внешнему виду и поведению вызывает у людей страх и отвращение.
И как я уже сказал, примером этому эффекту множество: роботы, куклы, манекены, компьютерные, мультипликационные и киношные персонажи, ну и конечно же в отдельном ряду стоят клоуны и мимы.
Почему же так происходит, почему мы боимся безобидных кукл ну или по крайней мере пока безобидных роботов. Взгляды на этот счет неоднозначны, и ученые предложили достаточно большое количество теорий.
1. Первая эволюционная гипотеза опирается на наше инстинктивное избегание патогенов. Образ гуманоидов вызывает отталкивающий эффект во многом потому что они не выглядят здоровыми людьми. Их поведение напоминает поведение зараженных или людей больных психозами, которые просто на просто могут быть опасны.
Например, диссонанс мимики у гуманоидов, напоминает расхождение в мимику у больных гебефренией самой опасной для окружающих формой шизофрении.
И именно отсюда кстати берутся страшные клоуны, которые совершают убийства с улыбкой на лице. Отсюда и другой вариант данной теории, состоящий в том, что мы избегаем таких патогенов исходя из чисто сексуальных интересов, ведь больное существо не прослужит для нас хорошей парой для продолжения рода.
Данная гипотеза получила свое подтверждение в исследовании на обезьянах. Обезьянам предлагалось на рассмотрение несколько изображений, одно из которых было изображением реальной обезьяны, другое нереалистичной обезьяны ну и наконец третье реалистичной обезьяны. А далее оценивалась продолжительность взгляда обезьян на те или иные изображение
Оказалось, что обезьяны реагируют на реалистичные модели также как и люди. А это значит, что такая реакция навряд ли определяется чисто человеческой культурой.
2. Вторая теория гласит, что, встречая гуманоидов мы испытываем подсознательные страхи. Механизм с человеческим лицом, но железными внутренностями может вызывать в нас ощущение, что все мы такие же бездушные машины. Нас также пугают разобранные андроиды или андроиды с оголенными механическими частями, ведь они ассоциируются у нас с расчаленными телами и с людьми со содранной кожей.
Мы можем боятся и своей ненужности, ведь андроиды — это копии с реальных людей, а значит, что они вполне могут нас заменить. Еще странные движения андроидов могут вызывать в нас страх потери контроля над собственным телом.
Андроид может вызывать в нас и страх собственной слабости, ведь мы встречаемся с бессмертной машиной, а таким образом встречаемся и со собственной слабостью и смертностью.
Ну и наконец, при общении с андроидами у нас происходит подмена качественных человеческих характеристик, на количественные чисто машинные параметры, что вызывает и в нас страх потерять свою человечность.
3. Существует, и теория, которая опирается на процесс обработки информации и конфликт критериев оценки. Дело в том, что мы определенным образом обрабатываем информацию о других людях, в отличии от неживых от объектов. Мы строим определенную модель их внутреннего мира, испытываем эмпатию, а также предъявляем к ним определенные требования. В итоге, когда мы встречаемся с гуманоидом, мы неосознанно вписываем его в категорию человека. Это приводит нас к тому, что мы начинаем оценивать его, не, как например робота который хорошо играет человека, но как человека, которому очень плохо удается роль самого себя.
4. Есть, и похожая теория которая опирается исключительно на феномен когнитивного диссонанса.
Опять же у нас с вами существуют внутренние категории поведения живых и неживых объектов и в обычном состоянии мы легко можем отделить первые от вторых. Однако, в виду реалистичности гуманоида у нас начинает возникать внутренний конфликт. Например, с одной стороны гуманоид выглядит как человек, а с другой двигается как машина. Такой диссонанс и вызывает в нас фрустрацию и внутренний дискомфорт.
Подтверждения этой теории были найдены и с помощью фМРТ сканера. Оказалось, что при просмотре гуманоидов у нас одновременно активируются зоны ответственные за восприятие и зеркальные нейроны, связанные с движением. Проще говоря, мы пытаемся сопоставить образ человека с его действиями, что у нас и не получается в случае гуманоидов.
Подобные исследования позволили выявить принципы и типы построения созданий, которые с неизменной постоянностью склонны нас пугать.
1. Первый способ — это изменение внешности. Одним из вариантов как уже было сказано является придание гуманоиду максимально человекоподобной внешности. Это заставит нас оценивать его исключительно в человеческих характеристиках, а любое расхождение с ними будет вызывать у нас фрустрацию. Другой вариант состоит в утрировании тех или иных человеческих черт, когда все кажется нормальным, но есть какая-то жуткая деталь, которая нас пугает. Опять же примером здесь могут быть клоуны, которые имеют растянутую до ушей улыбку, ну или вот этот молодой человек
Ну или вот, например работа одного художника. Пугает здесь не только девочка с черными глазами, но и мальчик. У него нет каких-то выделяющихся черт, но зато изменены пропорции, которые не соответствуют нормальному человеческому телу. Первый же купивший это картину вскоре выкинул ее на помойку, а другие сообщали об ухудшении самочувствия при ее просмотре. Бытует легенда что эта картина несет с собой ужасное проклятие
2. Второй способ — это смешение человеческих и нечеловеческих элементов. Чаще всего смешиваются человеческая внешность и какие-то неадекватные элементы поведения. Например, мы будем нормально воспринимать робота с голосом андроида и человека с человеческим голосом. Но нас вполне может испугать робот с человеческим голосом.
Или намного чаще мы видим в фильмах ужасов, как какой ни будь человек двигается совсем никак человеческое существо, что также заставляет нас испытывать ужас.
3. Третий способ — это применение различных текстур персонажа. Например, персонаж может выглядеть вполне себе нормальным и милым если мы изображаем его в мультяшных текстурах. Но стоит нам тоже самое изображение перенести в 3д формат, то результат начинает выглядеть примерно так.
Ну и в заключении можно сказать, что достаточно много женщин которые добиваются эффекта зловещей долины, не умею пользоваться Фотошопом. Не говоря уже о том, что и обычные фотографии иногда приводят к тому же эффекту.
Стоит сказать, что из-за этого эффекта мы порой неадекватно воспринимаем и людей с особенностями внешности и проявляем нетерпимость. И я надеюсь, что вы будете поддаваться этому эффекту только при просмотре ужастиков
© SimplePsychology, YouTube, Инстаграмм, Вк, Сайт (консультации)
#психотерапия #эффективность психотерапии #психолог онлайн #помощь психолога #психологическая помощь