Прерафаэлиты – британские писатели и художники, взявшие за основу своего творчества искусство Раннего Возрождения, существовавшего до Рафаэля. Прерафаэлиты создали свое Братство в Лондоне, в 1848 году, и просуществовало оно до 1853 года.
Приняв в качестве основы идеи критика и искусствоведа Джона Рёскина (1819-1900 г.г.), увлеченного принципами "верности Природе", художники сгрупировались, чтобы противопоставить идею "живой веры" и примитивности итальянского искусства эпох Кватроченто и Треченто холодному академизму (который они усматривали в искусстве Эпохи Возрождения). Прерафаэлиты устремлялись не только к религиозным сюжетам, но и к классическим произведениям литературы и поэзии – к творениям Дж.Китса (1795-1821 г.г.), Данте (1265-1321 г.г.) и У.Шекспира (1564-1616 г.г.).
Программной идеей Братства являлось романтическое неприятие процессов урбанизации и индустриального общества в сочетании с буржуазной культурой. Их искусство было призвано возродить духовность в людях, религиозность и нравственную чистоту. Подражание художественным приемам итальянского искусства эпох Кватроченто и Треченто (XV ст.) реализовалось в соединении точной передачи натуры со сложным символизмом и стилизацией.
Начальный период творчества прерафаэлитизма отмечен картинами на библейские сюжеты – Данте Г.Россетти "Плотничья мастерская" (1850 г.), "Девичество Марии" (1849 г.) и Ч.Э.Коллинза "Думы монахини"(1850-1851 г.г.).
Новый образ женщины в работах прерафаэлитов
Прерафаэлиты обогатили изобразительное искусство созданием нового типа женской красоты – спокойного, таинственного, отрешенного, которому позднее дадут новый импульс мастера стиля модерн: "Подружка невесты" Дж. Э. Миллеса (1851 г.).
Особенно эту тему развивал Данте Габриэль Россетти. Он изображал Элизабет Сиддал, свою возлюбленную женщину, а после ее смерти идеализировал ее лик, как это делали рыцари Средневековья, воспевая красоту прекрасных дам. Примером могут служить такие полотна как: "Beata Beatrix" Д.Г. Россетти (1863-1864 г.г.), "Королева Гиньевра" У.Морриса (1855 г.) и "Марианна" Дж.Э. Миллеса (1851 г.).
Пейзажи художников – прерафаэлитов были точны в изображении натуры: "Офелия" (1852 г.), "Осенние листья" (1856 г.) и "Слепая девушка" (1856 г.) Дж. Э. Миллеса; "Апрельская любовь" (1856 г.) Артура Хьюза; "Заблудившиеся овцы" (1855 г.) и "Жертвенный козел" (1854 г.) У.Х. Ханта.
В творчестве прерафаэлитов большое значение отводилось книжной графике. Данте Г. Россетти редактировал журнал "Герм", где и печатались графические работы прерафаэлитов, а также в издании "Музыкальный учитель" Уильяма Эллингхэма – рисунки Д.Г.Россети (1855 г.).
Вскоре после первой удачной выставки Братства прерафаэлитов (май 1849 г.) на их творчество обрушился ураган критики. Но последующее за критикой признание эстетики их творчества, а также успех следующих выставок, не остановили процессы распада Братства прерафаэлитов в 1853 году (по другим источникам – в 1855). Младшие прерафаэлиты унаследовали художественную эстетику творчества членов Братства.